У Иоанновского монастыря на Карповке под застройку жильём отдают целый промышленный квартал. Такого Петроградская не видела с царских времён.
По установившейся в городе практике, когда девелоперы расчищают территорию старого завода, они оставляют от него для приличия хотя бы какой–то кусочек вроде водонапорной башни. Владельцы аккумуляторного завода "Ригель" хотят разровнять целый участок — между Иоанновским монастырём, ул. Профессора Попова, продолжением ул. Грота и наб. реки Карповки. Согласно ЕГРН, участок с 2003 года находится в собственности АО "Аккумуляторная компания Ригель", за которым стоят инвестиционная компания "Евроинвест" и холдинг "Теллус–групп". Производство, как заявили в АО, будет локализовано в корпусах, прилегающих к улице Даля. В компании говорят, что даже увеличат мощности втрое — с 750 тыс. А•ч в год до более чем 3 млн А•ч в год.
Проект застройки территории, ранее уже одобренный КГИОП, прошёл согласование и в КГА (был одобрен архитектурно–градостроительный облик). Проект разработан архитектурной мастерской "А. Лен" Сергея Орешкина. "ДП" ознакомился с проектом и пообщался с его автором.
Заслуживает лучшего
Сергей Орешкин в комментарии "ДП" отметил, что проект выполнен в предельно сдержанном, консервативном стиле, с использованием традиционного членения фасадов и некоторыми классическими элементами (поскольку к иной архитектуре в центре общественность сейчас маловосприимчива), но при этом не является прямым подражанием эклектике. Фасады решены в двух основных темах (более торжественные, под камень, обращены к монастырю и на Карповку, менее, под кирпич, выйдут на улицу Грота). По словам зодчего, КГИОП не стал требовать сохранения старинных построек (поскольку выяснилось, что они неоднократно перестраивались), поэтому никакого использования их в проекте не предусматривается. Дискуссии с КГИОП велись не о том, нужно или нет что–то сохранять, а о деталях стилистических решений. Ещё одной стороной в обсуждениях была настоятельница Иоанновского монастыря. Как уже сообщал "ДП", по результатам переговоров с инвестором обители отвели часть территории "Ригеля". Руководитель собственной мастерской Михаил Мамошин рассказал "ДП", что проектирует для монастыря на предоставленном верующим участке комплекс общественного центра с воскресной школой. Идея, по его словам, в том, чтобы вынести за стены обители немонастырские функции.
Орешкин признаёт, что существующий ныне заводской квартал — по–своему уютный, но, по его мнению, это "шанхайчик", то есть довольно хаотичное градостроительное образование. По его мнению, сегодня Петроградская сторона заслуживает более парадной застройки, каковой она и предполагается в проекте "А. Лен". А кроме того, существующие здания под жильё не приспособить. Орешкин полагает, что по–настоящему ценная историческая застройка на этом участке была утрачена при строительстве аккумуляторного завода.
Без улицы
В проекте нового комплекса используется идея с подковообразным курдонёром, обращённым к Карповке. Застройщики любят такой приём за то, что сразу много квартир получат вид на воду и вырастут в цене. Однако, по словам Орешкина, здесь такой приём и с архитектурной точки зрения не является случайным. Это — отсылка к зданиям в двух разных концах Карповки: жилому комплексу "Омега хаус" Архитектурного бюро Мамошина и дому Ленсовета архитектора Левинсона, которые тоже имеют закруглённые фасады. Наконец, для зодчего важно, что будет открыта и благоустроена пешеходная набережная вдоль Карповки (она должна получиться не хуже, чем у Первого медицинского университета). Некоторые задумки реализовать не удалось (так, пришлось отказаться от пробивки в сторону Карповки ул. Грота из–за того, что процесс согласования такого решения растянулся бы на годы).
Архитекторы, с которыми "ДП" обсудил этот проект, отмечают, что по масштабу он сопоставим с "Парадным кварталом" 20–летней давности. Но ближе к классической архитектуре, несмотря на отсутствие прямых цитат.
Сносят по паспорту
Между тем проект рискует довести до седых волос градозащитников — опять же в связи с тем, что практически вся старая застройка квартала уходит под снос. Общественники считают её весьма интересной и заслуживающей сохранения, выделяя, в частности, здание с башней в глубине территории. У них есть вопросы по согласованиям. Так, самый большой (объединённый из нескольких) корпус в центре участка в Росреестре датируется 1925 годом, хотя происхождение составляющих его зданий, судя по фасадам, более раннее. А кирпичный дом, выходящий на ул. Профессора Попова (№ 38, лит. И), с очевидно дореволюционным фасадом по Росреестру и вовсе датируется 1948 годом. А значит, по закону их можно сносить.
Только "Ригелем" преобразования на Карповке не ограничиваются. Та же мастерская "А. Лен" спроектировала архитектуру ЖК, который уже строится на месте гостиницы "Северная корона" (также известной как интеротель "Петроград") чуть выше по течению. С более дорогими, но также протяжёнными фасадами. Такими темпами Петроградская станет в этой части районом современной застройки. Какой она, впрочем, и была до революции.
“
Проект предполагает полную зачистку участка от исторических корпусов, хотя уважающие себя застройщики в центре уже так не работают. Самые выразительные из них можно было бы сохранить и приспособить под офисы или детский сад. В качестве позитивного примера можно обратить внимание, как в нескольких километрах от "Ригеля" корпуса бывшего НИИ приспосабливают под клубный дом без сноса (ЖК "Мадонна Бенуа").
Анна Капитонова
член президиума петербургского отделения ВООПИиК
“
Общая схема комплекса решена в присущей "А. Лен" ясной и рациональной манере. Авторы не побоялись — и, на мой взгляд, правильно — применить тотальную монотему практически всех фасадов в сложной в плане градостроительной композиции. Во все стороны открываются прекрасные виды, в том числе и на собор. Его близость (одного из классных образцов наследия) накладывает особую ответственность. При всей внешней несхожести концепции "Ригеля" и петербургской архитектуры времени эклектики в целом обнаруживается исторически преемственный подход к освоению участка, применённый Леонтием Бенуа на Каменноостровском, 26–28.
Святослав Гайкович
вице–президент Санкт–Петербургского союза архитекторов