Российский IT-рынок объёмом более $ 7 млрд находится в сильной зависимости от госсектора. И пандемия только усилила эту зависимость: в то время как пострадавшие от локдауна индустрии сокращали затраты на IT, государственные расходы на информатизацию, напротив, росли. Однако, как заметил один из ведущих экспертов рынка, нынешний гос-IT — это лезвие бритвы: "Блестящее, красивое, но очень-очень острое".
Несут риски
Работа с госсредствами и админресурсом почти всегда несёт имиджевые и юридические риски. И если имидж в России — ничто, то юридическая составляющая — всё, ибо она грозит обернуться очередным резонансным уголовным делом о коррупции и (или) хищении бюджетных денег.
Информатизация госсектора — как и многие другие аналогичные кейсы — выстроена таким образом, что, с одной стороны, ответственные люди, управляющие этим процессом, зачастую распоряжаются казёнными средствами как личной свиньёй–копилкой. С другой стороны, отечественная контрактная система организована так, что при желании любого её участника можно довести до цугундера.
Читайте также:
Рейтинги ДП
ТОП-100 — 2021
Не секрет, что многие компании–интеграторы выстроили с госзаказчиками "особые отношения". Как правило, бюджет таких поставщиков из года в год формируется на 80–100 % одними и теми же госзаказчиками. А иногда — вообще одним–двумя госклиентами. Если же копнуть чуть глубже — например, в сторону бенефициаров компаний, заключающих госконтракты, — то становится понятно, почему в российском IT–секторе все упомянутые риски с недавних пор реализуются даже с избытком.
Так, 2020–й ознаменовался целой серией уголовных дел против топ–менеджеров IT–компаний и IT–руководителей госструктур.
Среди наиболее громких и актуальных — мошенничество при информатизации Пенсионного фонда РФ (известны восемь фигурантов, в том числе топ–менеджер "Техносерва", осуждённый на 4 года), картельный сговор при поставках техники в Центризбирком (фигуранты — управленцы компаний "НКК", "Аквариус", "Бизнес компьютерс групп"), мошенничество при создании ГИС ТЭК (четыре фигуранта, в том числе руководители группы компаний "Ланит"), покушение на убийство экс–директора группы Merlion (четыре фигуранта, совладельцы группы), растрата при информатизации здравоохранения (руководитель "Смарт дельта системс").
В 2021–м IT–сообщество пришло к выводу, что "число уголовных дел в сфере IT и цифровой экономики будет только расти" и с этим надо что–то делать. В отраслевом министерстве ответ нашли быстро: надо создать отдельный суд для IT–компаний. Как отрапортовали в Минцифры, "соответствующая судебная инстанция может появиться через 3 года".
Новый драйвер
Осенью правительство РФ утвердило дорожную карту "по созданию дополнительных условий для развития IT–индустрии". Согласно документу, решено поддержать высокотехнологичный сектор с помощью института IT–омбудсмена, а также делегированием судам присяжных права рассмотрения экономических дел в сфере IT. До февраля 2022 года Минцифры, МВД, Минюст, Генпрокуратура, Следком РФ и ассоциации IT–отрасли должны представить предложения по внесению соответствующих изменений в законодательство.
Пока суд да дело — IT–управленцев продолжают "винтить" по старинке: без омбудсменов и присяжных.
Среди наиболее резонансных дел 2021–го — арест за госизмену главы Group–IB Ильи Сачкова, активно сотрудничавшего с госструктурами. Также в этом году Басманный суд арестовал ключевых совладельцев "ТаскДата Рус" (по уголовному делу, связанному с IT–проектом Единого государственного реестра недвижимости) и высокопоставленного сотрудника компании "Ай–Теко" (мошенничество при реализации проекта "Информационный город" в ДИТ ГКУ Москвы). Под стражей оказались управляющий директор дивизиона "Цифровые платформы образования" Сбербанка и вице–президент Сбербанка — по делу о хищении 50 млн рублей из госбюджета.
Если IT–сектор будет двигаться прежним курсом, то в недалеком будущем рынок, говоря современным бюрократическим языком, может столкнуться с новыми, беспрецедентными вызовами. Причём вызывать будут уже совсем другие люди.
Так, одним из драйверов российского IT–рынка становится информационная безопасность, которая охватывает всё больше ведомств и направлений. А главным регулятором в сфере информационной безопасности для госсектора является ФСБ.