В Новгородской области на пути ВСМ обнаружили объекты археологического наследия.
Государственную историко–культурную экспертизу территории, по которой пройдут рельсы Высокоскоростной магистрали, новгородские эксперты провели по заказу "НИПИИ ЭТ Энерготранспроект".
Специалисты исследовали 150 км будущей трассы шириной 100 м. Согласно актам было обнаружено восемь объектов археологического наследия, в том числе III–II тысячелетия до н. э. Также выяснилось, что вблизи проектируемой трассы находится ряд известных памятников археологии.
В результате эксперт сделал вывод о невозможности проведения на планируемом участке строительных работ. Однако в целом никакой угрозы проекту ВСМ нет.
"Что касается археологии, у нас не критичная ситуация, никоим образом она не станет препятствием. Если на участке есть памятники, первая экспертиза всегда отрицательная. Далее идёт разработка разделов с формулировкой воздействия на объекты и определением мероприятий, необходимых для начала строительства. Это могут быть или раскопки, или предложения по изменению трассировки. Если эксперт сочтёт предложенные мероприятия правильными, будет положительное заключение. Это нормальный процесс", — прокомментировала "ДП" автор историко–культурной экспертизы Елена Торопова.
По её словам, информации по разработке разделов от заказчика пока не поступало. Новгородская область первая провела археологические исследования. Московская, Тверская и Ленинградская области соответствующие акты ещё не подготовили.
Транспортный инженер и автор телеграм–канала "Сказочный проектировщик" Иван Вергазов никаких угроз для реализации ВСМ с точки зрения археологии не видит, называя сложившуюся ситуацию просто: все хотят получить кусок вээсэмовского пирога.
"Археологи прямым текстом говорят — дайте денег на изыскания. А скорость этих изысканий, ценность “выявленных артефактов” и возможность их перемещения/сохранения/консервации прямо пропорциональна величине бюджета. Цинично, зато по сути честно. Грантовая система не работает, бюджет не резиновый. Поэтому история с ВСМ — хороший шанс получить финансирование на раскопки", — считает эксперт.
Если вдруг стороны не договорятся, что маловероятно, то трасса пройдёт локально правее или левее — проектировщики умеют найти решение, если хотят, говорит Вергазов.