Рост розничной торговли за первые три квартала обеспечили непродовольственные категории товаров. На это влияет отложенный спрос с 2020-го и повышение цен.
Объём розничной торговли в России по итогам трёх кварталов текущего года составил 24,8 трлн рублей, что на 8,8% больше, чем в 2020 году, отмечается в исследовании компании GfK. Товарооборот в категории FMCG увеличился лишь на 2%, при этом оборот непродовольственных товаров вырос сразу на 15,7%. Специалисты GfK отмечают, что абсолютно все группы (бытовая техника и электроника, детские товары, DIY, автотовары и т. д.) показали положительную динамику и в количественном, и в стоимостном выражении.
Рынок розничной торговли продолжает трансформироваться. Не первый год эксперты наблюдают серьёзное увеличение количества продаж разных товарных групп через онлайн–сервисы. Например, в этом году 43% всей бытовой техники и электроники было продано через интернет. Это на 26% больше, чем за те же 9 месяцев 2020 года. В Москве и Петербурге наблюдается самая высокая доля таких продаж — 58%.
В Петербурге оборот розничной торговли за первые три квартала 2021 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, согласно данным Петростата, увеличился на 17%, в Ленинградской области — на 10,8%. При этом наблюдается картина, схожая с общероссийскими показателями: оборот продуктов питания в городе вырос лишь на 1,6% (в области — на 0,3%), тогда как оборот непродовольственных товаров увеличился сразу на 26,2% (в области — на 20,5%).
В октябре петербургская розница продолжила расти — на 10,1% по сравнению с октябрём 2020 года. Но при этом рост продаж непродовольственных товаров замедлился. Оборот увеличился на 13,1% по сравнению с октябрём 2020 года, но оказался почти на процент ниже, чем показатели сентября 2021 года. Параллельно с этим в октябре по сравнению с сентябрём на 5,7% увеличился оборот реализации продуктов питания, включая напитки и табачные изделия.
На розничных продажах 2021 года заметно сказался большой отложенный спрос по сравнению с началом пандемии. В то же время влияние оказывает рост цен на разные группы товаров из–за сбоев с поставками и серьёзного подорожания перевозок.
Основатель сервиса "Все прилавки" Эдуард Болмосов отмечает, что повышение цен, произошедшее в этом году, простимулирует более вдумчивый выбор продуктов. Тренд на рациональное потребление развивается благодаря цифровым сервисам: 64% россиян в 2021 году покупали продукты в интернете. Онлайн–шопинг сам по себе оставляет гораздо меньше пространства для импульсивных приобретений.
"В дальнейшем мы увидим сокращение среднего чека в магазинах — 63% покупателей в России уже экономят на продуктах питания. Но сокращение будет не обязательно за счёт товаров, на которые выросла цена. В первую очередь из чеков исчезнут излишки — те самые импульсивные покупки", — считает Болмосов.