ВСМ по цене "Сапсана": жители регионов одобряют скоростной путь в столицу

Большинство жителей Петербурга и Москвы готовы пересесть на высокоскоростную магистраль (ВСМ), если цена билета на неё будет не выше, чем на "Сапсан". Об этом говорят данные опроса, которое провело коммуникационное агентство Р.И.М. в начале декабря.

В рамках опроса было выяснено мнение всех шести регионов, по которым пройдёт дорога: Санкт-Петербург, Москва, Московская область, Тверская область, Новгородская область, Ленинградская область. Всего было опрошено 4 212 респондентов старше 18 лет.
Три четверти респондентов (74,6%) в той или иной степени уже знают о существовании проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали по направлению Москва – Санкт-Петербург. При этом люди слышали о том, что время пути между конечными точками магистрали составляет 2 часа 15 минут без остановок (67,6%). Более половины слышали про высокую скорость движения поездов (54,6%), а также о том, что магистраль будет идти по выделенной линии (51,7%).
Абсолютное большинство опрошенных (90%) считает направление Москва – Санкт-Петербург перспективным и целесообразным для строительства скоростной магистрали. И всего 5,8% респондентов считают, что направление магистрали выбрано неверно (2% уверены в этом, 3,7% сомневаются) или что в стране существуют другие более приоритетные задачи вместо строительства магистрали.
На данный момент каждый второй опрошенный (55%) ездит по данному направлению хотя бы раз в году. Не пользуются этим направлением для междугородних поездок 17,1% опрошенных. При этом 80% отметили, что после запуска ВСЖМ готовы совершать междугородние поездки по направлению Москва – Санкт-Петербург чаще, чем сейчас. И они готовы сменить предпочитаемый вид транспорта ВСМ, если стоимость билета будет такой же или не сильно выше цены билета на поезд "Сапсан" (60,2% респондентов) или будет сравнима с ценой билета в плацкарте обычного поезда (45,8%).
Большинство респондентов считают, что после запуска магистрали будут чаще путешествовать и посещать туристические места (65,8%), ездить к родственникам и друзьям (34,4%), они сами или их дети смогут получать образование в другом городе (15%), чаще ездить в командировки или сменить место работы (13,7%), получать медицинские услуги в другом городе (11,9%), смогут начать своё дело (3%).
Респонденты также видят положительные эффекты от запуска магистрали в регионах пролегания: повышение мобильности населения, связанности регионов (71,5%), создание новых рабочих мест (64,3%), улучшение транспортной инфраструктуры (47,9%), укрепление связей Новгородской и Тверской областей с Москвой и Санкт-Петербургом (45,8%), экономический рост (38,9%) и улучшение качества жизни населения (29,6%), уменьшение загрязнений окружающей среды (34,1%). Абсолютное большинство респондентов (82,9%) считает ВСМ и прилегающие к магистрали районы привлекательным местом работы.
Почти половина респондентов (48,4%) потенциально готовы к переезду в районы, прилегающие к ВСМ, при условии их активного развития, 40,7% рассматривают возможность покупки дачи или дома в этих районах.
Стоит отметить, что выделилась некоторая доля респондентов (14,9%), у которых строительство высокоскоростной магистрали вызывает какие-либо опасения и беспокойства: по поводу высокой цены проезда, из-за которой они не смогут пользоваться магистралью; сноса исторических зданий и жилых домов во время строительства; экологического ущерба; срыва сроков строительства, нарушения безопасности и качества строительных работ, нерационального использования средств и т.д. Среди сложностей, которые могут возникнуть в процессе и результате строительства высокоскоростной магистрали, по мнению респондентов, самыми популярными стали нерациональное расходование средств (12,8%), проблемы с собственниками жилья из-за их переселения с территорий прохождения дороги (12,5%), проблемы с финансированием проекта и негативное влияние на бюджет страны (9,9%), нарушение сроков строительства (6,8%), экологический след (6,6%).
Тем не менее, абсолютное большинство респондентов (91,6%) выразили поддержку строительства ВСМ (37,4% уверенно поддерживают, 54,3% — скорее поддерживают). При этом только 3,1% однозначно против данного проекта и ещё 5,2% сомневаются в своем отношении к нему.