В Петербурге за год закрылось 100 банковских отделений, общая численность представленных офлайн кредитных организаций сократилась на 7%, до 112 наименований.
За 12 месяцев уходящего года в городе закрылось 100 банковских отделений. Треть от этого количества приходится на банки, лишённые лицензий (у Геобанка работало 12 офисов, у Заубер–банка — 10, Энергомашбанка — восемь). Ещё одним антилидером стал "Восточный". После поглощения Совкомбанком у него было закрыто 20 из 21 офиса. Заметные сокращения сети отделений провели также банки "Александровский" (на 30%), "Уралсиб" (25%), Сбербанк (14%).
Почти все опрошенные "ДП" кредитные организации поясняют, что сокращение сети отделений — естественный процесс. "За последний год ещё более усилилась роль и популярность дистанционных сервисов, потребность часто посещать офисы сокращается, — поясняет Андрей Михно, замуправляющего по развитию розничного бизнеса петербургского филиала ПСБ. — Например, количество клиентов, которые приезжают в офисы, за год снизилось на 17%, в том числе на 15% — число обращений, связанных с получением справок, выписок и других документов".
Содержать офлайн–сеть становится затратнее. Несмотря на то что после ухода одной кредитной организации в её помещении обычно появляется другой банк, компенсировать закрытие сразу 100 офисов в масштабах города оказалось невозможно: новых банковских отделений за год открылось всего 14. По данным Банка России, на 21 декабря в Петербурге зарегистрировано 949 банковских точек обслуживания. В текущем году в город пришли офлайн–новички: Норвик банк, "Приморье" и "Тинькофф". Ряд кредитных организаций расширили своё присутствие: "РостФинанс", СМП–банк, Внешфинбанк, Экспобанк и ФФин–банк открыли новые точки обслуживания.
"Мы закрыли офисы с избыточной площадью, удалённые от пешеходных потоков, носящие скорее представительский характер, — рассказывает Наталия Лотвинова, директор департамента операционного обслуживания и сети продаж банка “Александровский”. — Релокация предполагает продажу старых помещений, где располагались допофисы, и переезд их на арендованные площади".
"Филиальная сеть регулярно трансформируется, параллельно с переформатом идёт процесс оптимизации сети, главный принцип которого — сохранение доступности, — прокомментировали в пресс–службе Сбербанка. — Там, где спрос сохраняется или растёт, мы открываем новые, более эффективные отделения, а где он падает — изменяем формат или объединяем офисы".
Перемещение отделений с одного адреса на другой входит у банков в стандартную практику: если не удаётся обеспечить клиентский поток, они закрываются в целях оптимизации.
"Мы реализуем программу обновления и модернизации отделений, при этом их общее число в городе и области не сокращается и сохраняется на уровне около 100 точек продаж", — говорит Александр Вялков, начальник управления розничных продаж ВТБ в Петербурге и Ленобласти.
"С учётом роста уровня цифровизации к оптимизации отделений мы стараемся подходить точечно, в основном за счёт закрытия малоэффективных офисов и при сохранении инвестиций в реновацию действующих отделений", — отмечает Денис Колов, директор территориального офиса Росбанка в Петербурге.
"Несмотря на развитие цифровых каналов и влияние COVID–ограничений, значительная часть клиентов всё ещё предпочитает посещать офис банка лично, — резюмирует Владимир Кудряшов, директор блока бизнес–ретейла Экспобанка. — Очная коммуникация даёт клиентам большую уверенность при принятии решения. При этом, запуская офлайн–офисы, банки стремятся как можно быстрее вывести их на прибыль и уменьшить срок окупаемости".
“
Цифровизация жизни коснулась и банковской сферы. Сейчас банк в сознании людей — прежде всего приложение в телефоне, а не отделение с очередями. Мы видим, что сокращается присутствие в офлайне, и в качестве примера можно взять Невский проспект. В помещениях, которые ещё в начале 2020 года занимали финансисты, сейчас размещаются сувениры, турецкие сладости, аптека, кофейня. В конце 2019 года на основных торговых улицах было представлено 115 отделений, в середине 2020–го — 110, а в середине 2021–го их стало уже 105.
Наталия Киреева
руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт–Петербурге
“
В 2021 году продолжился тренд на сокращение присутствия банков в стрит–ретейле — с конца 2019 года число их отделений на центральных улицах уменьшилось на 25%, с 40 до 30 точек. Тенденция перехода b2c–взаимодействия в онлайн продолжает оставаться драйвером оптимизации площадей. И хотя общее количество арендуемых помещений сокращается, банки продолжают открываться в стрит–ретейле на основных торговых коридорах.
Юлия Кузнецова
заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers