Петербуржцы пересматривают подход к новогоднему столу. Вместо того чтобы самим возиться на кухне, они заказывают готовую еду.
Длительное нахождение дома, изменение ритма работы и повседневной жизни побудили жителей Северной столицы пересмотреть подход и к еде. Рестораторы неоднократно жаловались, что спрос смещается в пользу доставки и продуктового ретейла, а походы в заведения общепита люди стали совершать реже. Домашние праздничные застолья тоже меняются.
Без оливье никуда
В Delivery Club накануне праздников провели опрос среди клиентов и выяснили, что только 41% петербуржцев готовит всю еду для новогоднего стола самостоятельно. 17% петербуржцев отметили, что перестали готовить еду и теперь покупают готовое или заказывают с доставкой, а 10% сообщили, что перестали ходить в магазин за продуктами и начали заказывать их. Причём привычки у людей начали меняться даже не с начала пандемии, а значительно раньше. Как выяснилось, традиция самостоятельно готовить блюда к новогоднему столу начала постепенно уходить ещё с 2011 года.
По данным Delivery Club, чаще всего россияне заказывают на новогодний стол блюда итальянской (37%) и русской (30%) кухни. А освободившееся от готовки время в основном тратят на посиделки с семьёй и друзьями (48%), просмотр развлекательных шоу и фильмов (42%) или подготовку к празднику (28%) — делают уборку, наносят макияж и т. д.
Как рассказали корреспонденту "ДП" в пресс–службе "ВкусВилл", популярность магазинной кулинарии всё больше набирает обороты. Традиционно спрос на готовые блюда вырастает как раз в зимнее время. В компании уточнили, что жители Петербурга предпочитают классические блюда. Чаще всего заказывают салаты "Оливье с колбасой", "Столичный", "Мимоза", "Сельдь под шубой". Популярностью пользуются также мясные продукты.
"К Новому году мы расширили ассортимент как новинками, так и уже ставшими традиционными блюдами, но в большем весе. В декабре у нас в кулинарии появилось более 20 новых позиций, которые должны подойти для праздничного стола. Есть холодные закуски, например форшмак или куриный рулет с черносливом и свекольным булгуром, а для вегетарианцев — рулетики из баклажанов с сырной начинкой", — говорят в пресс–службе.
Нагуляли аппетит
В "Яндексе", у которого есть два сервиса доставки ("Яндекс.Лавка" и "Яндекс.Еда"), сообщили, что в последние недели декабря пользователи обеих платформ традиционно начинают заказывать оливье и другие блюда, которые принято ставить на новогодний стол. Для "Яндекс.Лавки" даже разработали специальное новогоднее меню на собственном производстве (салаты, пасты, мясные блюда, а также завтраки). В компании отмечают, что аппетиты петербуржцев выросли: многие блюда стали заказывать большими порциями.
"В этом году мы выпустили мегапорции популярных салатов, которые пользователь может заказать чуть ли не под бой курантов (31 декабря "Лавка" работает до 22:30). Помимо готовой еды пользователи традиционно заказывают чаще рыбную и мясную гастрономию — икру и нарезки. В декабре прошлого года их проникновение в чек выросло более чем на 5% по сравнению с ноябрём", — отметили в компании.
Через "Яндекс.Еду" пользователи заказывают самые традиционные новогодние салаты. Особенно спрос перед праздниками растёт на "Сельдь под шубой", "Мимозу", оливье. Среди других популярных товаров в предновогодние дни — красная икра, мандарины, различные мясные нарезки, сладости и кондитерские изделия. Такие товары в приложении собирают в тематические новогодние подборки. Например, там выделили список магазинов, где можно заказать деликатесы, есть тематические подборки по выбору красной икры, конфет и напитков.
Интересно, что среди покупателей стало модно не только заказывать блюда вместо самостоятельного приготовления, но и освобождать от этой задачи близких. В компании заметили рост спроса на подарочные сертификаты, по которым также можно заказать готовые блюда из кулинарии ретейла или из ресторанов к новогоднему столу. В декабре 2021 года такие сертификаты в качестве подарков стали скупать активнее.
Дорогое удовольствие
Тренд на заказ готовых блюд особенно актуален для работающих людей, которые в конце года озадачены дедлайнами. К тому же многие давно приняли решение остаться дома в новогоднюю ночь: о том, что ресторанам разрешат полноценно работать до января, стало известно только на этой неделе, желающие попросту не успеют забронировать столики.
"Насколько мне известно, многие блогеры–кулинары, которые готовят на дому, уже получили массу новогодних заказов. Доставку блюд сейчас предлагают почти все food–сервисы и кейтеринговые компании. Тренд на заказ готовых блюд будет только укореняться. Ситуация будет такова до тех пор, пока люди не начнут чаще выезжать за границу и не появится больше определённости по работе общепита", — уверена генеральный директор "Лаборатории трендов" Елена Пономарёва. Кстати, по её наблюдениям, салат оливье в последние годы уже не так популярен. Некоторые продолжают его готовить ради ностальгии, но в целом вкусы и предпочтения поменялись.
Управляющий партнёр "8956 Oblomoff" Владимир Шершнев обращает внимание, что заказ готовой еды — тренд не для всех. "Как правило, спрос составляет довольно обеспеченный класс населения, а не большинство. При этом многие из целевой аудитории обратили внимание на доставки и будут ими пользоваться. Количество заказов готовой еды начнёт расти по мере приближения к Новому году, а пик спроса придётся на последние числа декабря — начало января, поскольку люди у нас делают всё в последний момент", — говорит он. Шершнев добавляет, что при значительном росте спроса поставщики не смогут сиюминутно подстроиться под новые реалии, компаниям необходимо увеличивать свои ресурсы: докупать оборудование, нанимать новых сотрудников, возможно, расширять занимаемые площади. А учитывая сезонность спроса, вряд ли на это кто–то пойдёт, поскольку в течение остального года эти ресурсы просто не потребуются.