9 июня 2021 года в Петербурге перестала работать аренда электросамокатов. Это стало знаковым событием для местного рынка кикшеринга.
Самокат — безусловное слово года в Петербурге. 2021-й для игроков рынка выдался тяжёлым, однако полного прекращения работы кикшеринга в городе пока не произошло.
Беспокойный сезон
Весна в Петербурге прошла под знаком самокатов — тёплая погода вывела их на городские улицы необычайно рано. Проблемы начались незамедлительно: ленты новостей пестрели историями из серии "самокат наехал на ребёнка" и "выяснение отношений с самокатчиком переросло в драку". Городская власть, как водится, не видела проблемы, но градус общественного противостояния между пользователями этих средств индивидуальной мобильности (СИМ) и остальными петербуржцами с каждым днём становился всё выше.
В историю пришлось вмешаться силовикам: глава Следственного комитета Александр Бастрыкин потребовал от подчинённых разработать рекомендации по снижению аварий с участием самокатчиков и направить документ в Смольный.
Было возбуждено несколько уголовных дел, а также проведены обыски и выемки документов у компаний-кикшерингов.
Тут уже и городским чиновникам пришлось включиться в процесс: они объяснили, что количество самокатов за год возросло втрое, создали рабочую группу при Комтрансе и договорились с бизнесом ограничить скорость агрегатов на территории города.
Выживут не все
Основной вопрос, которым сегодня задаются участники рынка, — превратятся ли самокаты в новый вид городского транспорта или останутся только способом развлечения. Каждое из решений означает самостоятельный сценарий действий: если самокат всё же посчитают за транспорт, нужна система, с помощью которой его работа будет урегулирована. Если всё останется на любительском уровне — ответственность ляжет на плечи самих сервисов. "Мы более чем уверены, что пользовательский сценарий будет меняться, — уже в этом году горожане использовали электросамокаты для передвижения по городу, а не только с целью развлечений", — отмечают в пресс–службе сервиса "Юрент".
"Мы разделяем поездки по сценариям — транспортный и прогулочный. И получаем, что 85 % всех поездок — транспортные. Пользователи выбирают самокат для поездок на небольшие расстояния, которые ранее совершались на личном автомобиле, такси или общественном транспорте", — утверждают в пресс-службе сервиса Whoosh.
"Между городом и компаниями выстроен диалог, в рамках которого мы всегда можем решить назревшие вопросы. Совместно мы разработали соглашение — свод рекомендаций по эксплуатации и прокату электросамокатов. Именно этот документ позволил в кратчайшие сроки в условиях отсутствия юридического статуса электросамоката стабилизировать в 2021 году ситуацию в городе", — констатирует председатель комитета по транспорту Кирилл Поляков.
"Главное, чтобы операторы, комитет по транспорту и мы как общественная организация не расслабились: заниматься этим вопросом надо уже сейчас. Крайний срок проведения рабочей встречи — конец января. Не исключено, что появятся новые меры, а существующие будут изменены", — считает исполнительный директор "Пошли-поехали" Герман Мойжес. По его словам, сервисы должны публиковать в СМИ информацию о том, сколько штрафов было выписано или сколько пользователей были занесены в чёрные списки. Иными словами, если пользователь будет осведомлён, какие санкции ждут его за то или иное нарушение, он будет вести себя аккуратнее.
В сезоне-2022 на рынке ждут "
Яндекс" с огромным количеством самокатов, который в таком случае моментально станет главным конкурентом для других сервисов.
"Сколько игроков останется, зависит от того, сколько игроков появится", — подчёркивает Герман Мойжес. "В этом году операторов кикшеринга в Петербурге уже стало вдвое меньше, чем в прошлом (но вырос парк у крупнейших компаний). Мы ожидаем дальнейшей консолидации рынка и предполагаем, что в 2022 году комфортно и эффективно смогут работать четыре игрока", — добавляют в пресс-службе сервиса "Юрент".
Хотите как в Европе?
Несмотря на оптимистичные прогнозы участников рынка, история развития кикшеринга может пойти по стопам западных стран, в которых сервисы аренды электросамокатов появились гораздо раньше. Например, в 2019 году во Франции все подобные устройства отнесли к новому классу "личных моторизованных средств передвижения", установив ряд ограничений: запрет езды детям, лимит скорости до 25 км / ч (штраф — € 1500). А в Испании в этом году электросамокаты официально признали транспортным средством, водителей обязали соблюдать национальные законы о дорожном движении. Также запретили использовать телефон на ходу, а за вождение в пьяном виде грозит штраф € 200. В Берлине водитель самоката обязан застраховаться сам, проводить сертификацию агрегата и получать для него номерные знаки.
Организатор движения городских самокатов Let’s Kick Александр Нилов надеется, что в России не пойдут ни по американскому, ни по европейскому сценарию развития кикшеринга. "Да, у нас будут ограничения скорости движения и ограничения по зонам, в которых можно оставить самокат. И всё это есть в планах Минтранса — ведомство уже третий год не может согласовать законопроект, — говорит Александр Нилов. — И, что важно, появляются именно послабления. Например, изначально планировалось ограничение скорости 20 км / ч, сейчас речь идёт уже о 25 км / ч. Есть мнение, что послабления лоббирует министерство торговли — с меньшими ограничениями будет меньше проблем с поставками самокатов в Россию".
"Любое новшество переживает несколько стадий внедрения в жизнь общества, и сейчас электросамокаты на пике популярности. Но не исключено, что востребованность этих СИМ в будущем пойдёт на спад", — резюмирует Кирилл Поляков.