14 октября 2021 года Объединённая судостроительная корпорация официально объявила о переезде штаб-квартиры в Петербург. Какие ещё знаменательные события произошли в судостроительном кластере Северной столицы — в обзоре на "ДП".
Большая часть сотрудников холдинга приступила к работе в бизнес-центре на 17-й линии Васильевского острова. Головной офис ОСК разместился в переулке Антоненко, 4.
Как заказчик становится корабелом
Уходящий 2021 год должен был стать переломным для промыслового судостроения. Петербург и Ленинградская область в силу объективных причин стали центром реализации программы инвестиционных квот — по количеству заказов с регионом могут поспорить лишь верфи Дальнего Востока. Суммарно на верфях Петербурга, Выборга и Отрадного размещены заказы более чем на 20 рыбопромысловых судов разных проектов.
Головные суда некоторых серий верфи должны были сдать в 2020 году. Однако в силу различных факторов (коронавирусных ограничений и невозможности поставки и пусконаладки оборудования, а также западных санкций) сроки сдачи сдвинулись. Оказывали своё влияние и корректировка проектной документации, изменения в нормативной базе, дефицит квалифицированных кадров даже в подрядных компаниях.
Северная верфь в 2021 году давала оптимистичный прогноз выполнить двухгодичный план. Сейчас на заводе готовы к сдаче три промысловых судна. Но во многом из-за корректировок в документации, ошибок верфи и отказа принимать оборудование вследствие несоответствия требованиям Российского морского регистра судоходства, траулеры так и не могут уйти заказчику. Верфь обещает исправиться, проанализировать ошибки и догнать графики.
Вместе с тем условия недофинансирования коснулись и Северной верфи. ОСК решала проблему через увеличение уставного капитала. В августе 2021 года он вырос с 306,5 тыс. до 629,1 тыс. рублей. Чуть ранее завершилась процедура дополнительного выпуска ценных бумаг верфи, которая началась ещё в декабре 2018 года. Единственным покупателем стала ОСК, а в результате сумма привлечённых средств составила 3,99 млрд рублей. Отдельный финансовый поток на предприятие идёт через модернизацию. Сейчас портфель гражданских заказов верфи укомплектован до начала 2025 года. В сегодняшних реалиях программа очень насыщенная и позволяет строить оптимистичные прогнозы.
Однако на работу Северной верфи могут повлиять проблемы Ленинградского судостроительного завода "Пелла". До текущего года у него были серьёзные претензии по сдаче МРК "Каракурт", которые завязаны на срывы сроков поставок главных двигателей ПАО "Звезда". В марте 2021 года на предприятии опрокинулся морозильный траулер "Скорпион", который строится для группы компаний "ФЭСТ". Судно было заложено в конце 2017 года, а на воду его спустили летом 2019-го. Окончательная его передача заказчику и ввод в эксплуатацию были запланированы на середину 2021 года. Траулер подняли, но заказчик отказался принимать не только "Скорпион", но и всю серию судов.
Подрыв гражданского сегмента вогнал "Пеллу" вместе со всеми дочерними предприятиями в глубокий кризис. Чередами пошли банкротные иски, из-за невыплаты заработных плат встала верфь Pella Sietas в Гамбурге, которая занимается в числе прочего строительством головного ледокола проекта 21900М2. Сейчас предприятие ищет нового собственника.
На этом фоне в отрасли появились сообщения о том, что крупный мурманский рыбопромышленный холдинг "Норебо" ведёт переговоры о покупке новой площадки "Пеллы" в посёлке Сапёрное, где строится основной объём всех заказов. Диалог идёт не с собственниками верфи, а с основным кредитором — Сбербанком.
В январе 2020 года предприятие передало Сбербанку в залог недвижимость и другие активы, оценённые в 5,8 млрд рублей. По данным СПАРК, со Сбербанком у "Пеллы" действуют 26 договоров залога, в которых предприятие выступает залогодателем. Оборот завода за 2020 год составил 10,9 млрд рублей, убыток — более 1 млрд (для сравнения: в 2019 году выручка составила 15,5 млрд рублей, а чистая прибыль — 29 млн). В числе прочего предприятие строит восемь промысловых судов по трём разным проектам и для трёх заказчиков.
Ранее участники судостроительного рынка говорили о том, что "Пелла" может отойти ОСК, но пока интереса со стороны корпорации к этому активу нет. Сейчас "Норебо" размещает заказы на строительство рыболовецких судов для своих нужд именно на Северной верфи. Но из-за сдвига сроков сдачи траулеров, возможно, "Норебо" решило самостоятельно взяться за возведение судов.
Жилой массив против плана
На Балтийском заводе всё спокойно. Все четыре атомных ледокола проекта 22220 предприятие планирует передать "Росатомфлоту" до 2026 года, причём уже спущенные на воду "Сибирь" и "Урал" должны уйти в эксплуатацию до 2022-го.
Заказы на перспективные для Балтийского завода ледоколы проекта 10510 типа "Лидер" ушли на судостроительный комплекс "Звезда". И пока эта дальневосточная верфь планирует справляться со строительством всех трёх единиц судов самостоятельно, без привлечения петербуржцев. Однако для унификации и снижения себестоимости производства комплектующих спецификация ледокола "Лидер" имеет существенное сходство с классической серией 22220 типа "Арктика". Поэтому в проект перекочевали и турбины Кировского завода, гребные электродвигатели концерна "Русэлпром", насосы и целый ряд иного оборудования. Так что петербургские машиностроительные предприятия от перемещения заказа на Дальний Восток не пострадают.
Тем не менее стапель "Б" Балтийского завода по–прежнему остаётся пустым. Последнее судно, которое там строили, — ледокол проекта 22600 "Виктор Черномырдин".
Судостроительная фирма "Алмаз" продолжает работу над несколькими сериями кораблей. Помимо традиционных для верфи малых корветов проекта 22460 и патрульных кораблей арктической зоны ледового класса проекта 23550, предприятие работает над строительством мелкосидящего ледокола проекта 21180М "Евпатий Коловрат" (аналогичное судно строит ВСЗ).
Сейчас рядом с предприятием строится ЖК бизнес-класса The One компании Setl City (по архитектурному проекту бюро "Евгений Герасимов и партнёры"). Однако собственники и руководители СФ "Алмаз", которому сейчас принадлежит около 16,5 га на Петровском острове, отдавать их под застройку в ближайшее время не планируют. Но и долгосрочные контракты на перспективу предприятие пока не заключает.
Средне-Невский судостроительный завод, который по своим производственным мощностям полностью перекрывает номенклатуру кораблей СФ "Алмаз", напротив, активно ведёт обновление производства. Предприятие проводит второй этап по техническому перевооружению производственных мощностей металлического судостроения стоимостью почти 500 млн рублей.
Суммарный портфель заказов СНСЗ по состоянию на второй квартал 2020 года оценивался более чем в 30,5 млрд рублей. Кроме традиционных для себя минных тральщиков проекта 12700 завод законтрактовал два пассажирских судна проекта А45-90.2 и одно маломерное научное судно проекта 25700.
Летом 2021 года экспертный совет Фонда развития промышленности (группа ВЭБ.РФ) одобрил СНСЗ заём в размере 192 млн рублей по спецпрограмме "Цифровизация промышленности". Их планируется потратить на цифровизацию производства пассажирских теплоходов, в частности проекта А45-90.2.
Кроме того, верфь планирует модернизировать дата-центр, локальную вычислительную сеть, мобильные терминалы сбора и обработки данных. На основе нового программно-технологического комплекса будет организовано 900 рабочих мест, в том числе 300 мобильных.
А кадры кто?
По оценкам экспертов отрасли, средний возраст эксплуатируемых транспортных судов достиг 40 лет, а нормативные сроки эксплуатации критически превышены у 50 % судов флота внутреннего водного транспорта России.
Стимулировать обновление флота призван льготный лизинг. Как уточнил на пленарном заседании выставки по гражданскому судостроению и освоению шельфа "Нева 2021", которая в сентябре проходила в Петербурге, глава Государственной транспортной лизинговой компании Евгений Дитрих, в рамках госпрограмм и коммерческих проектов ГТЛК заказала строительство гражданских судов на 138 млрд рублей. На начало сентября флот отечественных судов ГТЛК составлял 143 судна, из которых 99 были переданы в лизинг.
Сейчас Минпромторг вместе со смежными ведомствами ведёт переговоры о привлечении 108 млрд рублей из средств Фонда национального благосостояния на развитие лизинговых программ, рассчитанных до 2030-х годов. "При этом мы понимаем, что если привлечь средства из ФНБ, то ГТЛК сможет привлечь столько же с рынка заёмного капитала. Плюс 40 млрд из госпрограммы развития судостроения", — говорит замминистра Олег Рязанцев. Эти средства помогут построить более 300 судов до 2030 года.
Если планы сбудутся, отрасль войдёт во второй виток развития, который затронет многих. Специалисты помнят формулу, что каждый занятый в сфере судостроения обеспечивает работу пяти-шести человек в обслуживающих отраслях. И если финансирование можно найти в ФНБ, то с кадрами такого фонда нет. В ближайшие 10 лет потребность в специалистах будет обостряться. Даже с учётом автоматизации производства, аддитивных технологий и роста производительности труда.