Мосты над болотом: 2021‑й запомнился Петербургу стартом многообещающих проектов

Автор фото: ТАСС
Широтная магистраль (что пройдёт перпендикулярно ЗСД), Большой Смоленский мост, скандальный проект вокзала скоростной железной дороги, под который могут снести часть квартала со старинными складами в центре, — всё это будут (если, конечно, будут) не только транспортные, но и значимые для облика города архитектурные сооружения.
Так, проект Большого Смоленского уже готов и в ноябре был представлен на Совете по наследию. Впервые за долгое время проектируется новый разводной мост через Неву. Как должно выглядеть такое сооружение в XXI веке? Авторы проекта нарисовали его с едва возвышающимися над водой опорами, на которые опираются несколько гипертрофированные арки. Благодаря этим аркам переправа в современном стиле отсылает к традиционным петербургским мостам.
А вот собственно архитектурных открытий, не связанных с дорогами (шоссейными и железными), — мало. Так что вопрос о главных достижениях самих зодчих может поставить в тупик.
"У нас такое болото. Никаких выдающихся событий нет, продолжается дряхление центра. Масса зданий разрушается", — прокомментировал "Итогам" архитектор и доцент СПбГАСУ Владимир Линов.
Хотя некоторые знаковые достопримечательности в центре были приведены в порядок. Как заметил архитектор-реставратор, гендиректор ООО "АСМ" Алексей Михайлов, на Исаакиевской пл. вновь открыли долгое время заточённый в леса памятник Николаю I, а на Нев­ском пр. завершилась многолетняя реконструкция дома Вавельберга. Вместо авиакасс внутри открылась гостиница (губернатор авансом назвал её "самым лучшим отелем в стране и Европе"). А КГИОП анонсировал на 2022 год возобновление фасадной программы по 25 зданиям (речь идёт о жилых домах, признанных памятниками архитектуры).
Особенно яркие проекты новых зданий выделить сложно, зато в количественном исчислении их было много. Похоже, что в целом для архитекторов 2021-й вышел благоприятным. У них хватало работы — поскольку нужно было в больших количествах проектировать жильё, спрос на которое увеличился после ввода льготной ипотеки. Теперь опасаются обратного эффекта: что заказов станет меньше.
Масштабами градостроительных преобразований обращала на себя внимание застройка территорий между Чёрной речкой и Большим Сампсониевским пр. — восприятие этих мест, прежде пыльных, захолустных, но часто зелёных и уютных, со старинными фабричными постройками, изменилось на глазах. Архитектор, руководитель мастерской "А. Лен" Сергей Орешкин в комментарии "Итогам" сравнил темпы изменений на Чёрной речке с тем, как чуть ранее застраивался Петровский остров (тоже жильём). В свою очередь, в Василеостровском районе начинают формировать северную часть намыва.
Чтобы договариваться с застройщиками о том, кто будет платить за строительство садиков и школ, в Смольном создали градостроительную комиссию (в поле её зрения — застройка по всему городу). Решение, для зодчих не менее важное, чем для девелоперов, поскольку прежде надо было обходить за согласованиями сразу ряд комитетов. Ведомства, конкурировавшие друг с другом за влияние, затягивали согласования.
"Мы, архитекторы, кругами вынуждены были бегать", — вспоминает Орешкин. Среди масштабных проектов, которые начали реализовывать на периферии, можно отметить кампус ИТМО (Пушкинский район) и город-спутник Новосаратовка близ Невы (Всеволожский район Ленобласти).
2021 год вышел рубежным. Так, в марте истёк расчётный срок действия генерального плана (а новый генплан собираются принять только в 2022-м). А под конец года впервые за долгое время (с 2015 года) сменился главный архитектор города. На место Владимира Григорьева пришёл Павел Соколов. Хотя отставку пророчили давно (слухи ходили несколько лет), она всё равно стала неожиданностью. Впрочем, особого значения зодчие перестановке не придают.
"Это планомерное явление. Редко кто занимает пост главного архитектора больше 5 лет", — считает Орешкин. Но всё равно, добавим, пройден определённый этап. Теперь можно будет сравнивать, что построено при Григорьеве и что — после.