В Петербурге всё большую популярность набирает ремонт квартир в ретро–стилистике. Причём работы могут делаться как по профессиональному дизайн–проекту с привлечением специалистов, так и самими хозяевами. "ДП" нашёл несколько таких примеров и узнал, сколько может стоить сохранение истории в отдельно взятом помещении.
Любовь к деталям
Краевед, автор блога details_spb Ника Артемьева приобрела квартиру в дореволюционном доме, перестроенном в 1940–е годы в сталинку, относительно недавно. Поскольку Ника выросла в старом фонде, а сейчас занимается вопросами сохранения архитектурных деталей, решение вернуть жилью вид, максимально приближенный к историческому, было для неё очевидным. Более того, состояние самих помещений этому тоже значительно поспособствовало.
"В квартире сохранились все пять исторических окон, почти все межкомнатные двери, плитка и паркет, а потолки не были повреждены протечками и не обшиты гипроком, — рассказывает “ДП” Ника Артемьева. — Всё это значительно облегчило приведение интерьеров в исторический вид, а также позволило сэкономить деньги".
Сохранить дешевле
По её словам, реставрация старого окна у частного мастера будет стоить от 50 тыс. рублей, тогда как деревянный стеклопакет обойдётся дороже. Если сравнить укладку нового паркета и циклёвку старого, то это будет "небо и земля". На приведение в порядок около 50 метров оригинального дубового паркета Ника потратила порядка 75 тыс. рублей. Причём больше половины этой суммы ушло на покрытие, так как оно было одним из самых дорогих, приобретённым по рекомендации мастеров.
Если покупать новый паркет и класть его самостоятельно, то сумма будет примерно в 3 раза больше, а если нанимать мастеров, то и в 8–10 раз, говорит она. При этом стоит учитывать, что современный паркет не такой качественный и устойчивый к повреждениям, плюс его нельзя циклевать.
Месяц с феном в руках
Но не все петербуржцы, которые реставрируют интерьеры своих старых квартир, прибегают к услугам профессионалов. К примеру, журналист и градозащитник Олег Мухин, который приобрёл небольшую квартиру в доме Линдена на углу проспектов Римского–Корсакова и Вознесенского, многие работы проводил своими руками.
"Когда мы только начинали ремонт, выяснилось, что, хотя квартира маленькая, в ней была анфилада комнат с двустворчатыми дверьми. Сначала вы попадаете в кухню, потом через ещё одни двери — в маленькую комнатку, потом в комнату побольше. Половина этих дверей была зашита. Мы решили их сохранить. Весь ноябрь я чистил их строительным феном от краски — в общей сложности это заняло 200 часов. Потом двери я покрывал морилкой, чтобы сохранить рисунок дерева", — поделился Олег Мухин.
Анфиладная система комнат, по всей видимости, была ликвидирована в советское время, когда квартира стала коммунальной и там соорудили маленький коридор с антресолью, чтобы сделать комнаты отдельными. Его тоже решили сохранить. По словам Олега, конечно, можно было сделать планировку и более логичной, но тогда не сохранилось бы столько разных исторических элементов. В итоге ремонт квартиры занял 4 месяца и обошёлся примерно в 700 тыс. рублей. При этом работы, которыми занимались мастера, заняли всего 2 месяца, а остальное время ушло как раз на самостоятельную реставрацию.
"Я считаю, что подобный ремонт — это хорошее вложение средств. Сегодняшний бум с “нарезанием” коммуналок на студии так или иначе прекратится и в центре останется большое количество таких изуродованных квартир, которые уже не будут пользоваться спросом. А бережно сохранённое жильё станет дорожать, так как количество людей, которые ценят старину, будет только расти", — уверен Мухин.
Счёт на миллионы
Квартира в слоях
Как рассказал "ДП" искусствовед, преподаватель Лесотехнического университета, автор telegram-канала "Клизма романтизма" Александр Семёнов, любовь к ретро–стилистике в интерьерах может проявляться как минимум в двух вариантах: человек собирает вещи из прошлого или ему просто нравится вид предметов и он покупает новодел под старину.
"В первом случае можно только порадоваться — наконец–то в России появилась мода не только на словах, но и на деле уважать наследие. Согласитесь, очень здорово, когда в твоём интерьере стоит шкаф, в который ещё прабабушка складывала платья. Или школьная лампа отца, например. Такая историческая наполненность создаёт ощущение уникальности даже в том случае, если все предметы прошлого типовые, — рассуждает искусствовед. — Во втором случае, когда старое подменяется иллюзорно старым, тоже нет ничего плохого. Косплей предметов предыдущих эпох характерен для человеческой культуры в целом и имеет давнюю историю. И призываю не вступать в дискуссию о разном качестве подобного переосмысления. В конце концов, любую работу можно выполнить с разной долей осмысленности. Уважения достоин даже малейший интерес к прошлому".
По словам Александра Семёнова, тут есть и нюанс — при создании одного ретро–интерьера чаще всего уничтожается предыдущий. А он тоже уже стал ретро. Ну или по крайней мере у него был шанс войти в историю. При таком раскладе наиболее компромиссным вариантом эксперту видится сохранение исторических "слоёв" разного времени. Так в вашей квартире, как на интересной городской улице, можно будет условно увидеть и готический собор, и модернистский бетонный театр, и торговый центр–стекляшку начала нынешнего века. Это и есть историческая преемственность.