Сегодня многое говориться о социальной ответственности бизнеса. Что же происходит на деле? Предприятия участвуют в различных экологических проектах, развивают корпоративную культуру, помогают некоммерческим образовательным и медицинским учреждениям. Но есть ещё одна важная проблема, на которую государству и предпринимателям стоит обратить внимание – социальная интеграция инвалидов. О перспективах развития этого направления в нашей стране "ДП" рассказал автор проекта "20 идей по развитию России" Дмитрий Давыдов.
Основная проблема заключается в трудоустройстве людей с ограниченными возможностями. Так, по данным Росстата за 2021 год, официально на работу было принято лишь около 14% инвалидов, состоящих на учёте в системе пенсионного фонда, в то время как общая доля занятого населения находилась на уровне 58,5%. Сейчас даже если у соискателя нет конкретных противопоказаний для трудовой деятельности, предпочтение на собеседовании в большинстве случаев отдаётся человеку без справки об инвалидности. Основание стандартное — недостаточно компетенций, не прошёл по конкурсу. Законно ли это? Вполне, и, кстати, так происходит даже в одной из самых развитых стран мира — в Японии, где существует квота на трудоустройство инвалидов, но на практике лишь половина компаний придерживается установленных правил.
"Квота в Японии составляет 2,2% для предприятий со штатом 45,5 и более работников. Примечательно, что те компании, которые не соблюдают это условие, обязаны платить ежемесячные взносы, которые идут на поддержку работы инвалидов в фирмах, перевыполняющих квоту", — уточнил Дмитрий Давыдов.
К слову, российское законодательство также регулирует трудоустройство маломобильных групп населения через систему квотирования, согласно которой организации с численностью штата более 100 человек обязаны выделить для инвалидов от 2% до 4% рабочих мест, а небольшие фирмы (от 35 до 100 работников) — 3%. Кроме того, регионы на местах могут дополнительно поощрять бизнес, который соблюдает эти нормативы. Например, в Москве, если в организации трудятся не менее 50% инвалидов, она имеет право на пониженный налог на прибыль в 12,5%.
В Петербурге в последние годы активно развивается сотрудничество между общественными объединениями по поддержке людей с ограниченными возможностями (всего 11 учреждений) и представителями малого и среднего бизнеса. В результате участия города и включения в процесс службы занятости населения инвалиды стали занимать вакантные места и адаптироваться к полноценному рабочему дню в сфере услуг: появились первые незрячие экскурсоводы, массажисты, мастера по ремонту оборудования.
Однако этого пока мало и Россия, несмотря на первые уверенные шаги, продолжает занимать лидирующие позиции по дискриминации труда. Выход, по словам Дмитрия Давыдова, один — ещё более активное включение государства и бизнеса в вопросы социальной интеграции инвалидов. Характерным примером здесь может служить Швеция.
"В 2020 году статистическое управление Швеции провело масштабное исследование положения на рынке труда лиц с инвалидностью. Общая занятость населения в возрасте 16–64 года составила 77%, а среди людей с ограниченными возможностями достигла 67%. Причём 52% трудоустроенных указали, что инвалидность напрямую снижает их способность работать. Такой лояльности со стороны бизнеса удалось добиться благодаря поддержке предпринимателей государством. Каждая компания при трудоустройстве инвалида может подать заявку на субсидию, которую государственный орган выплачивает работодателю на протяжении действия трудового договора", — пояснил Дмитрий Давыдов.
Подобную систему поддержки бизнеса, направленную, в том числе, на адаптацию инвалидов на рабочих местах было бы целесообразно внедрить и в России. Кроме того, по мнению эксперта, можно также предусмотреть специальную премию социальным работникам и сотрудникам службы занятости, если те помогли найти долгосрочную работу инвалиду и освоиться на ней.
"Первоначальное финансирование такой программы ляжет на госбюджет. Но можно привлечь и частные средства, ужесточив существующее законодательство. Например, как это принято в Японии, обязать все компании, не выполняющие квоту, выплачивать ежемесячный взнос в фонд, а также поднять размер штрафов для тех, кто игнорирует требования по социальной адаптации инвалидов", — отметил Дмитрий Давыдов.
В итоге, при грамотной политике со стороны государства в решении столь важного вопроса выигрывают все стороны: люди с ограниченными возможностями находят стабильную работу и заработок, у общественных структур появляются дополнительные возможности реализовать социально-значимые проекты, перед бизнесом открываются новые варианты взаимовыгодного сотрудничества с местными властями. Всё это, наряду с ростом доли социально-активного трудящегося населения, непременно благоприятно скажется на экономике страны в целом.