Разрешение продавать рецептурные лекарства через интернет с доставкой не произведёт революции на рынке.
В середине января стало известно, что правительство РФ поддержало инициативу об онлайн–торговле рецептурными лекарствами. Ожидается, что соответствующий законопроект внесут в Кабмин в апреле 2022–го, а уже в конце года он может вступить в силу.
Однако эксперты считают, что появление полноценной онлайн–торговли рецептурными препаратами никакой революции на рынке аптечного ретейла не произведёт.
Переворота не будет
Юлия Нечаева, директор стратегических исследований DSM Group, напоминает, что сейчас онлайн–продажа лекарственных препаратов — это преимущественно заказ и бронирование необходимого ассортимента с самовывозом в удобную точку продажи. Учитывая это, а также тот факт, что большая доля таких лекарственных препаратов уже являются рецептурными, особо сильного перераспределения и ухода потребителя в онлайн–канал не прогнозируется.
"Переключение на онлайн–продажи и дальше будет развиваться вне зависимости от легализации продажи онлайн рецептурных препаратов. Да, маркетплейсы получат больше возможностей при разрешении доставки рецептурных препаратов на дом, но заметного роста этого канала уже не будет", — полагает эксперт.
Действительно, по итогам розничного аудита DSM Group в целом за 2021 год доля лекарств, выкупленных по заказам, сделанным на онлайн–площадках, достигла 8,7% в рублях от коммерческого рынка лекарственных препаратов. Если взять отдельно декабрь 2021 года, то этот показатель превысил 9,8%.
По словам Александра Козина, директора по сбыту DSM Group, это выше, чем на продуктовом рынке. При этом сегодня доля рецептурных лекарств в онлайне даже больше, чем в классических продажах.
"Это стало возможно потому, что основным направлением на пути покупателя в фармацевтическом e–commerce является бронирование через различные онлайн–ресурсы с последующим личным получением заказанных лекарств в одной из аптек. Курьерская же доставка, уже ставшая привычной в сегменте интернет–продаж товаров повседневного спроса, в фармацевтическом онлайне пока так и не заняла заметной доли", — объясняет Александр Козин.
Он напоминает, что фармацевтический e–commerce развивается больше в Москве, Петербурге и других городах–миллионниках, где плотность аптек в любом районе достаточно высока. Это делает ожидание курьера не слишком удобным, а оплату доставки совсем не выгодной.
"Иными словами, просто легализация продаж рецептурных лекарств через интернет навряд ли приведёт к серьёзному изменению динамики роста онлайн–продаж лекарств в городах–миллионниках. А в сельских регионах, где доступность аптек действительно низкая и есть потребность и серьёзный потенциал для роста дистанционных продаж рецептурных препаратов, пока недостаточно развиты службы курьерской доставки и инфраструктура для дистанционной торговли", — резюмирует эксперт.
Даркнет не страшен
Тем не менее положительных моментов в подобном решении, несомненно, много.
"С позиции бизнеса это очень важно, поскольку перевод значительной части операций в интернет–пространство в теории способствует развитию конкуренции, — поясняет Николай Беспалов, директор по развитию компании RNC Pharma. — Зачем идти в ближайшую аптеку с высоким уровнем цен, если товар можно заказать с доставкой в удобное место и при этом дешевле?
Также с помощью интернет–сервисов можно глобально решить проблему доступности лекарственной помощи в отдалённых и малонаселённых районах. Она не решается годами либо решается частично, за счёт ФАП и прочих форматов, которые полностью потребности не закрывают".
В то же время в онлайн–продаже рецептурных препаратов есть и серьёзные минусы. Часть опрошенных "ДП" экспертов из медицинского сообщества опасаются, что дистанционная продажа лекарств, требующих рецепта, вызовет волну злоупотреблений: краж, фальсификаций и продаж рецептов на лекарственные средства в том же самом даркнете.
Однако Николай Беспалов считает, что именно неудовлетворённый запрос со стороны потребителя вызывает вполне естественный интерес к нелегальным и всевозможным "серым" сервисам, которые обеспечивают доставку.
"Их по большому счёту никто не контролирует. И, пока нет нормального регулирования онлайн–торговли, не сможет контролировать. А это уже ощутимые риски для здоровья потребителей, риски мошенничества и т. п. Фактически правовой запрет провоцирует больше негативных явлений, чем легализация этого процесса. Причём ситуация давно назрела", — объясняет свою позицию Беспалов.
От прогресса не убежишь
По мнению Александра Солонина, генерального директора Ассоциации частных клиник Санкт–Петербурга, внедрение современных технологий, связанных с интернет–торговлей, значительно повышает удобство для пациентов. И этот процесс не остановить.
"В Европе уже давно реализуется доставка и безрецептурных, и рецептурных лекарств, — рассказывает Александр Солонин. — На мой взгляд, бессмысленно создавать искусственные запреты на пути удовлетворения спроса. Выигрывают и пациенты, и продавцы. А задача контролирующих органов и саморегулируемых организаций — обеспечивать качество и безопасность через механизмы, которые исключают риски злоупотреблений, в том числе за счёт электронных рецептов".
Руководитель группы компаний "Эко–безопасность" Роман Константинов согласен, что в целом инициатива правительства о продаже рецептурных лекарств через интернет своевременна и полезна.
"Но сначала нужно обязательно полностью внедрить оборот электронных рецептов. Без этого невозможно внедрение этой системы. Если рецепты бумажные, а доставка онлайн, то это вообще несовместимые вещи", — предупреждает он.
Тем не менее на сегодняшний день единой системы электронных рецептов для всей страны не существует. Хотя согласно нацпроекту "Здравоохранение" все субъекты РФ должны перейти на систему электронных рецептов до 2023 года.
Пока в единую медицинскую информационно–аналитическую систему интегрированы в основном государственные учреждения здравоохранения, большинство же коммерческих аптек и клиник к ней не подключены.
По мнению Романа Константинова, для большей прозрачности нужно также повысить среди потребителей доступность информации о возможностях системы "Честный знак", с помощью которой люди могут удостовериться в надёжности получаемого препарата.
Кроме того, нормативные правовые акты должны учитывать необходимость соблюдения правил хранения, транспортировки, холодовой цепи, а также целостности упаковки, а в некоторых случаях и пломбировки товара (если речь идёт о сильнодействующих и дорогостоящих препаратах).