В России возрождается культура детской книжной иллюстрации. Но сами иллюстраторы оказываются в ней слабым звеном.
В советское время иллюстратор был частью своего рода "государственной программы", на издание детских книг тратились весьма значительные деньги. Сделав буквально одну–две книжки, художник мог безбедно жить год. Были признанные авторы, которые специализировались на литературе для маленьких: Юрий Васнецов, Фёдор Лемкуль, семейство Трауготов, Евгений Чарушин, самостоятельно иллюстрировавший свои произведения. "Я работал с корифеями. Я работал во времена легендарные. За мной школа, за мной традиция, за мной понимание самого существа детской книги. Когда мы приносили наши иллюстрации в “Костер”, их обсуждали на редсовете — в нашем присутствии. И любая деталь, любой штрих могли стать предметом ожесточенных споров. Ценился авторский стиль. Знали цену и фантазии, и тому, что есть достоверность", — "вспоминал" придуманный писателем Сергеем Носовым художник Пётр Бархатов на страницах романа "Франсуаза, или Путь к леднику". Как рассказал "ДП" сам Носов, публиковавшийся и во времена СССР, всё именно так тогда и было.
Кризис жанра
Но старый подход исчез, а новый не появился. По мнению литературного редактора издательства "Albus Corvus / Белая ворона" Кирилла Захарова, в России до сих пор нет понимания, что должен представлять собой детский иллюстратор. Но в последнее время определённые критерии наконец начинают вырабатываться. "Поскольку выбором иллюстратора занимаются сами издатели, то в первую очередь они ориентируются на тех авторов, которые имеют признание. Если художник получил престижную премию или участвует в выставках, в идеале — международных, то это резко повышает интерес к сотрудничеству с ним со стороны издательств. Наличие в книге информации о регалиях художника повышает интерес, — объясняет “ДП” Кирилл Захаров. — Но с другой стороны, у начинающих авторов тоже есть шансы — если художественному редактору понравятся работы не очень известного иллюстратора".
Сейчас часто меняются тренды в стилистике иллюстраций, и художникам приходится это учитывать. По словам иллюстратора Оли Вольхиной, сегодня спросом пользуется наивный стиль. По её мнению, это связано с тем, что становится необходимым быстро реагировать на события в мире. А подобная стилистика вместе с определённой быстротой исполнения располагает широкими выразительными средствами. Возможно, это и одно из выражений свободы после советских установок.
Без "Инстаграма" ты букашка
Несмотря на то что у крупных издательств детской литературы тиражи могут превышать и 20 тыс. экземпляров, по словам опрошенных "ДП" издателей и художников, средний гонорар за оформление книги в лучшем случае может быть равнозначен не самой большой месячной зарплате.
"Даже если ты хороший художник, но у тебя нет аудитории в Instagram или ты не очень популярен в соответствующих кругах, не лауреат каких–то конкурсов, то, скорее всего, тебе предложат ставку в районе 1,3 тыс. рублей за иллюстрацию. То есть за 30 иллюстраций можно заработать примерно 40 тыс. рублей. И не всегда с такой работой справишься за месяц. Если есть возможность сэкономить, то издатель будет это делать всеми способами", — говорит художник и иллюстратор, выпускница СПбГХПА им. А.Л. Штиглица Анастасия Борисова.
Безусловно, помимо регалий и участия в выставках на руку авторам играет и раскрученность в социальных сетях. По словам Борисовой, иллюстратор с собственной аудиторией выгоден издательству, поскольку его подписчики с большой вероятность пойдут покупать книжки.
Там платят
Часто авторам выгоднее работать с зарубежными заказчиками. По словам Анастасии Борисовой, найти их можно через онлайн–платформы вроде YouDo, но для художников. Порой это бывают более интересные проекты, но тут необходимо знание иностранных языков и специфики местной культуры. Но и трудозатраты того стоят. Есть отечественные авторы, правда уже довольно известные, которые получали и по 800 тыс. рублей за проект от заказчиков из Китая. Да и российские заказчики в таких случаях тоже готовы платить достойные суммы.
Цена опыта
Ещё одной проблемой талантливых, но молодых художников является незнание основ маркетинга и непонимание юридических нюансов. По словам Анастасии, к примеру, в договоре может быть указано, что права на работы полностью отчуждаются. Это значит, что за любое последующее использование иллюстраций издательством их автор уже не получит никакого процента.
"Представьте: автор молод, юн и свеж, плохо знает рынок, Instagram у него не раскручен и вообще он как новорождённый оленёнок стоит на шатающихся ногах и дрожит. И тут отвечает издательство! Что может быть прекрасней? Предлагают проиллюстрировать книгу, и он, счастливый, соглашается, открыто говорит, что не в курсе цен", — описала классический пример иллюстратор Оля Вольхина.
Несмотря на символическую оплату, молодой автор соглашается, думает, что это опыт, работа на портфолио. Но когда идёт дальше, уже "с опытом и портфолио", и сам озвучивает приемлемые для себя цены, то получает отказ. По словам Вольхиной, издателю, безусловно, выгоднее нанять другого человека, который в самом начале пути и готов работать за те же условные 1,3 тыс. рублей за иллюстрацию.
"Стоит признать, что в России иллюстраторы ценятся в рекламе и в IT. Книжные — это абсолютные альтруисты, которые не стремятся за финансовой выгодой. Но я не понимаю, как можно так долго проработать. Даже при наличии других источников заработка выгорание наступит быстро", — констатирует Анастасия Борисова.