Тенденция связана с падением доходов, а также с экологичным подходом к потреблению, полагают эксперты.
В благотворительном секонд–хенде "Спасибо" в 2021 году зафиксировали значительный рост продаж по сравнению с показателями 2020 года. "Годовая выручка моего магазина на Васильевском острове поднялась на 40%, выручка всех “Спасибо” — на 32%. Конечно, мы помним, что в 2020 году было два нерабочих месяца, когда не было возможности зарабатывать. А платить аренду и зарплаты было нужно. Но даже при этом выручка за 2020–й была немного меньше полного 2019 года", — поделилась с "ДП" Анна Сучкова, директор одного из магазинов сети.
Специально для оригиналов
Оживление потребительского спроса наступило сразу, как только магазины открылись после весеннего локдауна 2020 года. Сработал эффект отложенного спроса, и в "Спасибо" начали приходить посетители, которые нуждались в летних вещах.
"Вообще в разных магазинах дела с трафиком обстоят по–разному. На это влияют не только ковидные ограничения, но и погодные условия. Но, несмотря на внешние факторы, мы стараемся держать на достойном уровне средний чек и повышать конверсию. К осени 2020–го трафик в магазине стал почти в 2 раза меньше, но конверсия увеличилась. Выручка не упала, так что можно сделать вывод, что трафик просто стал более целевым", — полагает собеседница "ДП".
По её мнению, введение QR–кодов тоже повлияло на трафик посетителей. Но, несмотря на это, выручка в январские праздники в большинстве точек сети оказалась больше, чем в прошлом году, когда не было ограничений с проверкой сертификатов.
Представительница секонд–хендов "Чемодан" Анна Баняшева тоже заметила, что в 2021 году трафик у них был выше, хотя магазин открылся только в 2020–м.
"Первая и, как мне кажется, главная причина — это более рациональное распределение доходов. Если дорогую вещь можно купить дешевле, почему это не сделать? Заработок упал, и об этом говорят практически 80% покупателей. Кто–то потерял работу, кого–то переводят на удалённую работу со снижением заработной платы, и таких причин много. Вторая причина, объясняющая, почему люди возвращаются, — это качество. Качество материалов, качество пошива. У европейских брендов оно значительно выше. А материалы часто попадаются с пометкой Eco. Третья — оригинальность. Вероятность встретить человека в такой же одежде практически равна нулю", — комментирует она.
Аллея на Васильевском
Между тем секонд–хендов, как входящих в сети, так и единичных, в городе становится всё больше. "Летом 2020–го в соседнем от моего магазина доме на 8–й линии В.О. открылся ещё один секонд. Я какое–то время переживала, что они могут “сбить” наш трафик, но в процессе оказалось, что мы от такого соседства даже в плюсе. Люди идут к месту, где больше секондов, и имеют больше шансов найти именно то, что хотят. Заходят в оба магазина. Если не нашли что–то у соседей, то найдут у нас. А ближе к лету 2021 года через дорогу от нас открылось ещё два секонд–хенда, и они продолжают успешно работать по сей день. Я называю участок 8–9–й линий В.О. между Средним и Малым проспектом “аллеей секондов”".
Успешный год также позволяет сети "Спасибо" расширяться и дальше — весной планируется открытие благотворительного кластера "Нормальное место" в "Севкабеле". Анна Сучкова предполагает, что затянувшийся период неопределённости из–за ковида убедил большое количество людей в том, что в секонде одеваться выгоднее.
"Секонд–хенды всё больше популярны в связи с трендом на осознанность и разумное потребление. Шопинг в секондах всегда был выгоднее, чем в масс–маркете. Плюс мода циклична. И зачем нам ходить в какой–нибудь брендовый магазин за повторами коллекций 1990–2000–х годов, когда можно купить ношеные вещи того времени без особых затрат", — рассуждает она.
Экономная осознанность
В секонд–хенде винтажной одежды KIssa Market рассказали, что не замечали сильного увеличения трафика. Однако они подтверждают тенденцию роста популярности вторичного рынка одежды.
"Рынок секонд–хенда и винтажной одежды растёт — это правда. Нам кажется, во время пандемии люди стали более чутко заботиться о том, как и где они живут. Многие на время или навсегда уехали за город, кто–то начал сортировать и сдавать на переработку вторсырьё. Людей всё больше волнуют проблемы экологии, осознанного потребления и устойчивого развития, поэтому потребление качественных товаров, бывших в употреблении, становится логичным выбором для многих людей", — говорят представители магазина.
Секонд–хенд популярен по тем же причинам, что и другие магазины–дискаунтеры. Это дешёвые товары, которые можно приобрести в любое время, считает Марк Шерман, управляющий партнёр коммуникационного агентства SVOBODA.
"Какие–то негативные ассоциации, которые были при возникновении этих магазинов, уже давно ушли в прошлое. Теперь все воспринимают такие точки просто как места продажи товаров с дисконтом. Судя по всему, магазины добились того, что соотношение цена — качество людей вполне устраивает, точки находятся в проходных местах. К тому же сейчас много говорится о планировании бюджета. В торговле всегда преимущество за теми, у кого при прочих равных условиях ниже цена", — резюмирует эксперт.