Сервисы бесплатных объявлений обогащают свой арсенал и для бизнеса, и для физлиц. О новых приоритетах и будущем социальной торговли рассказал директор по продукту Авито Амит Пурохит.
Экономическая ситуация сейчас непростая — насколько это играет на руку сервису частных объявлений?
— Пандемия стимулировала рост шеринг-экономики, перевела её в цифровой формат, на фоне чего ускорилось развитие сервисов, оказывающих услуги. Мы видим усиление тренда на разумное потребление как в сфере частных сделок, так и c точки зрения бизнесов.
Амит Пурохит, директор по продукту Авито
То, что 2–3 года назад казалось невозможным, сейчас стало обычной практикой. Сектор вторичного потребления ограничен в офлайне чисто технически: старые вещи очень неудобно где-то складировать. В онлайне витрина условно бесконечная. Мы видим, что люди не готовы выбрасывать вещи, а хотят их перепродавать — даже смартфоны, хотя очень быстро меняются поколения. Появление новых товаров лишь увеличивает продажи с рук. А такие направления, как недвижимость или поиск работы, уже точно навсегда ушли в онлайн. Это всё способствует развитию шеринг-экономики и стимулирует бизнес Авито.
Авито изначально было площадкой частных объявлений, но всё больше движется в сторону бизнес-услуг и сервисов.
— Мы продолжаем развивать модель c2c и параллельно усиливаем решения для клиентов b2c. Наша задача сейчас — убедиться, что мы создаём правильные инструменты и продукты для бизнеса. Какие ожидания от такого сервиса, как Авито, у продавца, работающего по модели b2c? Он хочет широкий ряд продуктов, который позволит ему выйти на рынок.
У нас существует инструмент работы с бизнесом "Авито Про" — он даёт возможность оценить реальный спрос на определённые товары. И здесь нам помогает big data. Как известно, Авито в этом году исполняется 15 лет: у нас есть экспертиза всех этих лет и накопленные данные. Мы опираемся на них, чтобы наша платформа каждый день эволюционировала и была в первую очередь удобна для пользователей. А та реклама и рекомендации, которые они видят, соответствовали бы их ожиданиям и запросам.
Насколько для вас актуальна ESG-повестка?
— Для нас это не просто повестка. Разумное потребление и принципы шеринг-экономики заложены в ДНК нашего бизнеса. Ведь мы стартовали как платформа для c2c-торговли, а это возможность дать вещам вторую, третью и даже четвёртую жизнь.
Люди сегодня стали чаще задумываться о рациональном потреблении. Они понимают, что повторное использование влияет на сокращение производства новых вещей, и стремятся уменьшить негативное воздействие на окружающую среду.
Сейчас мы создаём целый ряд продуктов, которые будут стимулировать рациональное потребление. На Авито есть множество примеров того, как пользователи реализуют свои товары почти бесплатно — просто потому, что готовы с ними расстаться. Наша задача — упростить для них процесс передачи этих вещей на станции переработки.
Также будем стимулировать людей дарить ненужный им товар тем, кто в нём нуждается, а мы поможем организовать доставку по уменьшенной стоимости, субсидируя её часть.
Такие подходы к пользователю возможны благодаря работе алгоритмов искусственного интеллекта и big data.
Чем отличается российский сервис Авито от зарубежных аналогов?
— Каждый сервис и подобная платформа отличаются в зависимости от того, в какой стране они находятся. Мы стремимся к тому, чтобы наша платформа предоставляла целый ассортимент всевозможных товаров и услуг — и при этом была единой для покупателей и продавцов: они могли найти друг друга и проводить безопасные транзакции.
Каждый день на Авито публикуется 700 тыс. новых объявлений и 5 млн объявлений проходит модерацию после обновлений, изменений и дополнений. Когда у вас такой большой поток информации ежедневно — нужна сильная модерационная команда, деятельность которой должна быть поддержана технологиями машинного обучения. Так они могут отслеживать, какие товары не являются подделкой и соответствуют нормам сайта и закона.
Не планируете в перспективе создание сервиса для стимулирования к продаже? Вы знаете, когда человек купил товар, средний срок его эксплуатации, и в нужный момент делаете уведомление?
— По сути, он уже есть. Наша система предугадывания поведения покупателя работает следующим образом: она анализирует обезличенные данные по тому, что покупатель когда-либо приобретал, на что смотрел, чем интересовался, — и в соответствии с этим делает ему релевантное предложение. Поэтому стартовая страница Авито выглядит совершенно иначе, нежели просто шапка сайта, — да, она всегда одинаковая, но содержание товаров уникально для каждого посетителя. Этим наш сервис отличается от всех возможных платформ электронной торговли: к нам люди приходят, чтобы смотреть, какие товары вообще есть. И это мы называем "социальная коммерция".
Как сервисы объявлений изменятся в ближайшие 5 лет?
— По итогам ноября 2021-го Авито впервые в истории стало площадкой номер один по количеству посетителей среди платформ для размещения объявлений по версии Similar Web — и сейчас мы хотим двигаться больше в сторону транзакционной платформы. То есть работаем над созданием абсолютно бесшовного и безопасного процесса именно с точки зрения проведения сделок.
Уже сегодня наши пользователи и клиенты могут заключать безопасные сделки на платформе и получать заказы с помощью "Авито доставки". Такая возможность доступна для всех типов продавцов товаров, как частных, так и малого, среднего бизнеса.
Я совершенно твёрдо убеждён: платформа должна давать разные варианты для своих пользователей, чтобы они самостоятельно приняли решение, что в итоге будут делать. И вижу потенциал для развития системы транзакций в других сегментах нашего бизнеса.
То есть будущее за мультиформатностью, безопасностью и социальным общением?
— Да, и мы сейчас особенно фокусируемся именно на вопросе доверия. С наступлением пандемии активность пользователей в сервисах бесплатных объявлений повысилась — обеспечение финансовой безопасности стало особенно актуальным.
Мы оперативно реагируем на любые обращения. И вместе с клиентами делаем нашу платформу надёжнее с каждым днём — это всегда командная работа.
“
Экономика замкнутого цикла и совместное осознанное потребление сегодня становятся важными вопросами для бизнеса любого масштаба. Для его интеграции в бизнес–модель важно находить простые и понятные инструменты. Проанализировав потребности клиентов, которые хотят купить подержанные товары и тем самым продлить их срок службы или просто сэкономить на покупке нового товара, одним из приоритетов для нас стало обеспечение безопасности денежных средств при взаиморасчётах. Это одна из задач сервиса "Безопасная сделка" от "Тинькофф Кассы". Он помогает безопасно проводить оплаты между физлицами, например, на площадках c2c–торговли. Востребованность этого инструмента подтверждается цифрами: за последний год количество сделок выросло в 4 раза, а значит, ещё больше товаров получили вторую жизнь.
Татьяна Полякова
руководитель отдела устойчивого развития "Тинькофф"