Смольный объявил о послаблениях ковидного режима, но игнорирует другие предложения бизнеса. Предприниматели видят в решении властей полумеры и по-прежнему намерены добиваться полной отмены QR-кодов, особенно на фоне заявлений о "стопроцентном иммунитете".
С 21 февраля общественные заведения в Петербурге смогут работать не до 23:00, а до 2:00. Чиновники объяснили своё решение снижением эпидемиологических показателей. Горожане и бизнес встретили нововведения со сдержанным оптимизмом.
"Сегодня пришла хорошая новость: со следующего понедельника Смольный снимает ряд антиковидных ограничений. Важно, что кинотеатры и рестораны теперь смогут работать до двух часов ночи. Они у нас в Петербурге сильно пострадали за время пандемии", — прокомментировал в соцсетях решение властей Максим Левченко, управляющий партнёр FortGroup.
Для кинотеатров решение властей означает возвращение практически к нормальной жизни, сообщила "ДП" директор по маркетингу "Мираж Синема" Ирина Корнева. В допандемийные времена в кино были и ночные сеансы, и в два часа ночи работа не заканчивалась.
Тем не менее даже такое послабление даст зрителям возможность посещать кинотеатры в будние дни в разумное время, уверена представитель сети кинотеатров. "Очень долго на работающую аудиторию в Петербурге у нас был один, максимум два сеанса в будни", — добавляет Ирина Корнева.
QR в обмен на антитела
Однако главная головная боль предпринимателей в сфере услуг — необходимость требовать у посетителей QR-коды — пока сохраняется. Получить цифровой сертификат, правда, станет проще: со следующей недели его будут выдавать не только привитым жителям города, но и тем, у кого на руках есть тест о наличии антител к коронавирусу.
В свете потерь, которые уже понёс петербургский бизнес, это будет полумера, уверена представитель Ассоциации операторов фитнес-индустрии в Петербурге Наталья Борулько. И в этом единодушны представители всех пострадавших отраслей. "Клиентов, конечно, добавится. Но я не уверена, что будет много тех, кто сделает тест на антитела и сразу пойдёт в фитнес-центр", — объясняет собеседница "ДП".
Эту точку зрения разделяют и в киноиндустрии. "Хорошо, что ещё одна группа аудитории сможет посещать кинотеатры, театры и заниматься спортом. Но получается, что мы не то что заботимся о здоровье граждан, а добавляем новый параметр в сегрегацию общества", — полагает Ирина Корнева.
Представитель сети кинотеатров сомневается, что новая мера поможет обеспечить безопасность и поднимет настроение в обществе.
"Несущественные" потери
Главный санитарный врач города Наталия Башкетова на этой неделе выступила с резонансным заявлением о том, что Петербург не понёс существенных потерь за время пандемии.
Добавить оптимизма в общественную дискуссию попытался и Смольный. В пятницу, 18 ноября, правительство города объявило, что потребительский рынок в городе миновал стадию восстановления и перешёл к уверенному росту. По официальным данным, оборот предприятий общественного питания, розничной торговли и платных услуг в 2021 году значительно превысил показатели предыдущего года.
"Совместными усилиями мы смогли преодолеть непростой период для экономики города. У предпринимателей и сейчас есть возможность воспользоваться целым комплексом мер поддержки", — приводит пресс-служба Смольного заявление губернатора Александра Беглова.
В отличие от властей бизнес свои потери считает существенными. За последнее время спортклубы, по подсчётам Ассоциации операторов фитнес-индустрии, потеряли около 25% от предполагаемой выручки в сегменте премиум и 30–35% в остальных сегментах.
"Мы действительно одна из самых пострадавших отраслей. В сентябре–октябре 2012 года начали выравниваться и закрывать долги позапрошлого года. Потом нас "шандарахнули" ноябрьскими каникулами и сразу ввели QR-коды. И затем начались новогодние праздники и детские "ограничения". Такой у нас квест", — говорит Наталья Борулько.
Восстанавливаться после локдауна для несовершеннолетних предстоит и учреждениям культуры и досуга. "После отмены детских ограничений очень почувствовали разницу. Детскую аудиторию, которая не пришла в кино, сразу можно умножать на два — на три. Если ребёнку запрещено ходить в кино, то с ним не ходят и папа, и мама. Вот такое падение по аудитории", — рассказала "ДП" директор по маркетингу "Мираж Синема".
Слухи об отмене QR-кодов
Большинство участников заинтересованных сфер бизнеса уверены — необходима полная отмена QR-кодов. Тем более Смольный уже заявил о достижении стопроцентного иммунитета, напоминают предприниматели.
На фоне смягчения ограничений в СМИ появились публикации о возможной отмене QR-кодов в Петербурге полностью уже к концу февраля. По неофициальной информации, в Смольном могут принять такое решение уже на следующей неделе.
У профильных бизнес-ассоциаций подтверждения данных на этот счёт пока нет, рассказали "ДП" их представители. "О возможности отмены QR-кодов пока слышу на уровне разговоров. Мы этот вопрос постоянно задаём городу и профильным комитетам. Однако достоверной информации нет", — отмечает Наталья Борулько.
Ждут отмены QR-кодов и в киноиндустрии. "Сейчас аргументации за эту систему значительно меньше, чем против. Она бессмысленна и не способна кого-то от чего-то обезопасить", — резюмирует Ирина Корнева.
По её убеждению, имеет смысл вести пропагандистскую работу по поводу вакцинации, объяснять преимущества прививки, а не действовать запретами.
"Надеемся, что в скором времени в Смольном вернутся к обсуждению злободневной темы и отменят куар-коды до конца февраля. Поверьте, нам уже почти невмоготу куярить людей на входе. Думаю, все это прекрасно понимают", — выразил общие настроения петербургского бизнеса Максим Левченко.
Креатив вместо запретов
В ближайшее время представители бизнес-ассоциаций намерены вернуться к отмене QR-кодов в переговорах с городскими властями, рассказала "ДП" Наталья Борулько.
"Мы какое-то время эту тему не поднимали. Был омикрон и детский локдаун. Многие люди болели. Но сейчас мы к этому разговору будем возвращаться", — говорит представитель фитнес-индустрии.
По её словам, ранее чиновники были категорически против отказываться от QR-кодов. "Но мы руки не опускаем и этот разговор постоянно продолжаем. Нам очень нравится опыт Ленинградской области, где можно принимать посетителей с паспортном ковидной безопасности, без QR-кодов. И мы предлагали такие меры", — говорит Борулько.
Бескомпромиссный настрой Смольного в вопросе QR-кодов подтверждает и Ирина Корнева. По её словам, ещё в декабре на круглом столе, который проводили "Мираж Синема" и ассоциация владельцев кинотеатров, представитель комитета по культуре Фёдор Болтин высказывался в том смысле, что коды не будут отменены никогда.
Владельцы кинотеатров настаивают, что QR-коды не должны становиться пропуском на культурные, досуговые и спортивные мероприятия.
По словам Ирины Корневой, кинотеатры предлагали Смольному начать совместную агитационную кампанию в поддержку вакцинации в обмен на отмену QR-кодов. Однако в правительстве тогда на идею не отреагировали.
"Давайте вместе подумаем, в какой форме донести это до аудитории, давайте продумаем аргументы и приведём примеры. Бизнес — это всегда креативная команда, которая может постулаты от государства перевести на понятный для общества язык. И мы не отказываемся от своих слов, но нам ничего не ответили. Поэтому сейчас мы там же, где и были", — подытожила представитель "Мираж Синема".