ГУП "Горэлектротранс" вместе с Комтрансом объявили все запланированные на этот год закупки на почти 200 новых трамваев. Так много не покупали с начала 90–х.
За первые два аукциона на 111 штук отвечает сам "Горэлектротранс" (ГЭТ). Один уже состоялся: 57 двух– и трёхсекционных трамвайных вагонов со стопроцентно низким уровнем пола поставит производственная компания "Транспортные системы" (ПК ТС), которая стала единственным участником закупки почти на 7 млрд рублей. Снижения цены в связи с этим не произошло, однако, по данным "ДП", компания всё же планирует выполнить заказ за чуть меньшую сумму.
Второй аукцион на 54 современных трамвая с ретродизайном, которые будут ходить по центру Петербурга, пока в работе. Приставки "ретро" бояться не стоит: новый общественный транспорт будет лишь стилизован под трамвайную моду 1950–1960–х годов, внутри же это будут самые современные вагоны. Здесь в глаза сразу бросается стоимость — порядка 13 млрд рублей за, казалось бы, тот же объём, что и в первой закупке. Но важно учесть два момента: трамваи в стиле ретро закупают в лизинг, что сразу делает их дороже, плюс придётся постараться, чтобы вписать новые низкопольные вагоны в путевое хозяйство 3–го трамвайного парка, который их будет обслуживать. Радиус криволинейных участков пути здесь составляет 14 метров, что существенно меньше современных стандартов для низкопольных вагонов при движении в кривой. Поэтому придётся создать новый трамвай с укороченной базой.
"Если поделить сумму на лизинговые проценты, получится примерно 155 млн за вагон. Это чуть дороже обычных. Конечно, основная дороговизна из–за кривых. Это “расплата” за низкий пол", — объясняет собеседник "ДП" в Смольном. К слову, в "прослойке" в виде крупного банка есть и плюс — это дополнительная гарантия для госзаказчика в обеспечении контракта.
За третью закупку на 81 трамвай стоимостью 11,6 млрд рублей отвечает комитет по транспорту, поскольку на неё привлечены средства федерального инфраструктурного кредита. Именно в связи с кредитом появилась и закупка через лизинг.
"Одним из условий получения инфраструктурного кредита было наличие 50% и более от всего проекта за счёт внебюджетного источника, в качестве которого выступает лизинговая закупка", — говорит собеседник "ДП" в Комтрансе, отмечая, что использование этого федерального инструмента помогло в целом удешевить программу развития ГЭТ для города.
Напомним: изначально город опирался на собственные средства, но инфраструктурный кредит показался чиновникам интересным вариантом. По мнению главного редактора портала TransportSPb Владислава Булгакова, главный претендент на закупку Комтранса — ПК ТС. На это намекает и техзадание, и сроки поставок — первые вагоны должны прибыть уже в мае.
"Интригу я вижу только на поставку ретровагонов. С точки зрения времени на подготовку, разработку и поставку выглядит всё адекватно", — считает Булгаков. Помимо ПК ТС в этом аукционе, вероятно, поучаствуют и те производители, которые пока остаются за бортом программы развития ГЭТ. Это, в частности, АО "Уралтрансмаш", принадлежащий Уралвагонзаводу, или "Штадлер Минск".