Пандемия ускорила переход значительной части ретейла в онлайн и дала старт трансформации рынка торговой недвижимости. Там, где раньше работали магазины, будут появляться общественные пространства, коворкинги, предприятия сферы услуг, говорят эксперты спецпроекта "ДП" "Контуры будущего".
За последние три–пять лет в структуре арендаторов стрит-ретейла появились заметные изменения, говорит руководитель отдела управления коммерческой недвижимостью компании LEGENDA Лилия Еременко. "К примеру, резкий скачок продемонстрировал сегмент пунктов выдачи онлайн-заказов от популярных маркетплейсов. Из-за резко возросшего спроса на проведение анализов в жилых кварталах стали чаще открываться медицинские центры. Помимо этого, стало заметно больше общепита, причём в самых разных форматах — пекарни и кофейни, кафе, гастро-бары, винотеки. В обычное время такие предприятия "у дома" пользуются большим спросом, в условиях локдауна — легко переходят на формат доставок", — рассказывает она.
Пандемия сильно подстегнула развитие онлайн-торговли, но пока что до победы над традиционным шопингом далеко. "Соотношение тех, кто покупает онлайн и офлайн, сейчас примерно 20% к 80%, — оценивает руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко. — Конечно, со временем доля онлайн покупок вырастет, но пока ретейлеры развивают онлайн и офлайн в равной степени: в магазинах сосредотачиваются на эмоциональном маркетинге, а в онлайне работают через таргет с молодёжью, формируя у них новые поведенческие паттерны".
"В текущих условиях "безудержного" роста e-commerce, несомненно, можно было бы предположить, что 90% валового товарооборота перейдёт в онлайн. Однако человек — существо социальное, прежде всего. Людям необходимо общение, положительные эмоции, новые впечатления. Всего этого онлайн-шопинг не может дать потребителям", — объясняет руководитель отдела исследований Maris в ассоциации с CBRE Алёна Волобуева.
Но с тем, что новые тенденции пришли надолго, не спорит практически никто. Торговые центры постепенно меняют своё позиционирование — теперь это место не только для совершения покупок, но и для приятного времяпрепровождения.
Не отстаёт и стрит-ретейл. Сейчас коммерческие помещения занимают в среднем по городу 5-10% площадей в жилых домах. Эта доля не сократится, уверены девелоперы. Но состав арендаторов поменяется. "Мы ожидаем, что на первые этажи пойдут коворкинги. Сегодня это магазины, кафе, сервисы, а пойдут ещё и рабочие места", — заявляет вице-президент НП "Российская гильдия управляющих и девелоперов" Вячеслав Семененко.
"Думаю, что развитие онлайн-торговли не приведёт к исчезновению стрит-ретейла и торговой недвижимости как сегмента, — рассуждает заместитель председателя правления ООО "Охта Групп" Михаил Ривлин. — Они будут дополнять друг друга, менять форматы. Кроме того, и интернет-торговля также требует офисов, и они появляются в каждом крупном жилом комплексе. В целом, коммерция, которая расположена в жилых кварталах, эффективна, если она открыта и работает "на улицу", а не находится внутри и обслуживает только конкретный жилой комплекс".
Директор по развитию Л1 Надежда Калашникова уверена, что и традиционные торговые форматы сохранят популярность в ближайшие годы. "Спрос на небольшие магазины шаговой доступности будет всегда: вряд ли будет много желающих заказывать курьера с буханкой хлеба или пакетом молока. Кроме того, сейчас на пике популярности находятся магазины с крафтовыми товарами, пекарни, фермерские магазины. А им полностью уходить в онлайн не рентабельно", — считает эксперт.
Наполнение коммерческих площадей в жилых домах — это ещё и вопрос качества инфраструктуры каждого отдельного жилого комплекса, указывает заместитель директора департамента консалтинга Colliers Евгения Кулеш. "Полагаю, что наиболее правильным является подход, при котором каждый крупный проект рассматривается индивидуально, с учётом особенностей его расположения, характера окружения, включая существующую и перспективную коммерческую и социальную инфраструктуру", — резюмирует собеседник "ДП".