"ДП" представляет первый для региона специализированный Рейтинг грузоперевозок Петербурга и Ленобласти. В фокусе внимания – все основные способы перемещений из точки А в точку Б.
Рост e–commerce и интерес гигантов торгового рынка к перемещению малогабаритных грузов в России, кризис морских контейнерных перевозок и переориентация на сухопутные и воздушные пути — всё это в первую очередь угрозы или шансы? И что станет их неизбежным следствием — консолидация или новые возможности для игроков рынка? Время неизбежно покажет. А пока "Деловой Петербург" взглянул ретроспективно.
Первое важное замечание: в первом Рейтинге грузоперевозок учитывались компании, зарегистрированные как в городе, так и в области.
Второе: в 2020–м грузовые перевозки по понятным причинам чувствовали себя гораздо лучше пассажирских, но это в целом. В агентстве "Национальные кредитные рейтинги" (НКР) в числе главных пострадавших от кризиса называли, например, железнодорожные перемещения (из–за сокращение объёмов погрузки сырья).
Петербург — один из крупнейших транспортных узлов России, через который проводятся грузоперевозки всеми видами транспорта, здесь прописано большое количество логистических компаний, в том числе федерального масштаба. Именно поэтому "ДП" исследовал, как кризис повлиял на финансовые показатели петербургских игроков — кто "просел" в деньгах, а кто "поймал волну". Для этого сравнили выручку в предпандемийном 2019–м и коронавирусном 2020–м.
Обращаем внимание на то, что учитывали и обсчитывали не только тех, кто перемещает грузы, но и показатели компаний, которые действуют на "переднем рубеже", то есть помогают в перевалке. Поэтому в главный рейтинг вошли два оператора терминалов.
В числе лидеров не случилось превалирования организаций одного профиля. Там и компании, ориентированные на эксклюзивного заказчика или специализирующиеся в основном на главном для себя виде транспорта, и многопрофильные бизнес–единицы.
Драйвером как для перевозчиков, так и для стивидорных компаний, по оценке НКР, стал несырьевой рынок: продовольствие, другие товары повседневного спроса, электроника, фармпрепараты и медицинские изделия. Самый большой прирост выручки из зарегистрированных в Петербурге и Ленобласти транспортных компаний оказался у родственного "Совкомфлоту" ООО "СКФ Новый порт". "Участие в освоении нефтегазоконденсатного месторождения “Газпром нефти” является приоритетным проектом для группы компаний “Совкомфлот”", — отмечено на сайте ПАО (переезд которого на берега Невы в середине 2000–х пролоббировала Валентина Матвиенко).
Также обращаем внимание на то, что в рейтинге учитывались компании, зарегистрированные как в Петербурге, так и в Ленинградской области. Так как не могли игнорировать морской статус всего региона, в которых и действуют терминалы с историей, и развиваются новые проекты.