На фоне глобального энергоперехода бензин и дизель будут всё реже использоваться в перевозках. Промежуточным звеном может стать газ, а затем настанет эра электромобилей, прогнозируют эксперты.
Европа планирует достичь климатической нейтральности к 2050 году. Россия, как обещал президент Владимир Путин, наметила полную декарбонизацию на 2060 год. В этих условиях требуется не только развитие альтернативной энергетики, но и перевод личного и грузового транспорта на более экологичное и экономичное топливо.
Долгое время одной из альтернатив бензину и дизелю считался относительно дешёвый и менее "грязный" природный газ. Сегодня аналитики видят всё меньше стимулов для развития газомоторного топлива в России и в мире в целом, а экологи возлагают надежды на электричество. Не исключено, что уже через несколько десятков лет на электричестве будут работать не только частные автомобили, но и грузовики с самолётами, отметили опрошенные "ДП" эксперты.
Выросли немножко
За последние несколько лет в России вырос спрос на компримированный сжиженный газ (метан) в качестве моторного топлива. Только по итогам 2021 года потребление метана автомобилистами подскочило на 18% по сравнению с 2020 годом и составило 1,3 млрд кубометров. Об этом сообщил в январе генеральный директор компании "Газпром газомоторное топливо" Тимур Соин. В "Газпроме" также отметили, что за последние пять лет спрос на газомоторное топливо увеличился вдвое.
Читайте также:
Логистика
Грузовой транспорт в России: строить или нет
Этих результатов удалось достичь благодаря федеральным и региональным программам по переводу транспорта на метан и развитию газозаправочной инфраструктуры по всей стране. Увеличение спроса на этот вид топлива предусмотрено федеральным проектом "Чистый воздух", в который входят 12 промышленных центров страны (Петербург не включён). Одновременно с этим в России реализуется программа "Развитие рынка газомоторного топлива". К концу 2024 года объем потребления природного газа в качестве моторного топлива должен увеличиться до 2,7 млрд кубометров, а количество газозаправочных станций — до 1273 единиц. На это из бюджета выделили 19,3 млрд руб.
В Петербурге и Ленобласти, например, по соглашению с "Газпромом" уже работают 18 газонаполнительных станций. Лишь одна из них, к слову, не принадлежит "Газпрому". По словам губернатора Петербурга Александра Беглова, в течение трёх лет весь пассажирский транспорт и коммунальная техника в городе будут переведены на газ.
С газа на тормоз
Большинство опрошенных "ДП" экспертов сомневаются, что в ближайшие годы газомоторное топливо — не только метан, но и пропан с бутаном — в России вытеснит бензин и дизель. Первая причина — экономическая. "Основное преимущество газа было в том, что он дешевле бензина и дизеля. За последний год цены на газ выросли, переоборудовать личные и грузовые автомобили под газ становится менее выгодно. Достаточно много нареканий вызывает и развитие необходимой инфраструктуры", — считает президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин.
По мнению Ашихмина, в ближайшие десятилетия Россия не сможет отказаться от углеводородов в перевозках в целом, поскольку не будет полностью прекращён выпуск автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. К тому же важно учитывать, что срок их эксплуатации может составлять до 30-40 лет.
За последний год цены на газомоторное топливо — речь идёт о пропане и бутане — действительно были нестабильны. К примеру, в августе 2021 года по всей стране стоимость метана на заправках подскочила на 21,3% по сравнению с июлем, газ стал лидером роста розничных цен среди непродовольственных товаров. С метаном ситуация более предсказуемая: по данным "Газпрома", средняя цена топлива по России составляет 20,75 руб./м3, а в Петербурге с Ленобластью — 20, 88 руб./м3. Для сравнения — цена на пропан-бутан в городе сейчас колеблется на уровне 30 руб./литр.
Переходный этап
Ещё одна причина, по которой газ рискует не стать тем самым "топливом будущего" — это набирающая силу экологическая повестка. "В большинстве стран, которых волнует вопрос декарбонизации, традиционные автомобили сразу заменяются на электрические (или хотя бы гибриды), так как газ, хотя и экологичнее нефтепродуктов, уступает в этом плане автомобилям", — сказал "ДП" аналитик ФГ "ФИНАМ" Сергей Кауфман.
Газификация транспорта — лишняя ступень в переходе на действительно экологичные электромобили, считает руководитель направления "Климат и энергетика" российского Greenpeace Василий Яблоков. "Это пройдённый этап, который Россия благополучно провалила. Сейчас масштабный переход на газомоторное топливо уже не имеет никакого смысла. Европа уже отказывается от газа в перевозках. Газификация транспорта требует отдельной инфраструктуры и переоборудования транспорта. Это тупиковый путь с учётом того, что уже сейчас можно сосредоточиться на более удачных решениях", — считает эксперт.
Большие надежды
По словам Василия Яблокова, сейчас самая доступная и экологичная альтернатива двигателям внутреннего сгорания — электричество. "Это особенно актуально в случае личного транспорта. Но в Европе есть уже масса инноваций и с грузовым транспортом. Например, появляются грузовики наподобие троллейбусов. Для них прокладывается электросеть вдоль трассы", — объяснил эксперт. Он также добавил, что учёные разрабатывают экспериментальные модели самолётов, которые смогут летать на электробатареях.
Как следует из отчёта Международного энергетического агентства (МЭА) Global EV Outlook 2021, парк электромобилей по всему миру в 2020 году составил 11,3 млн единиц. Из них 10,2 млн — это частный транспорт, 0,6 млн — грузовой и 0,4 млн — коммерческий. По прогнозам МЭА, в условиях нынешней экологической политики к 2030 количество единиц электротранспорта по всему миру достигнет 145 млн и составит 7% от всего транспорта. Позитивный сценарий предусматривает увеличение парка электротранспорта до 230 млн, то есть до 12% от всех видов транспорта на планете.
В России рынок электротранспорта растёт, хотя и не слишком высокими темпами. По данным "Автостата", в 2021 году в стране продали 2254 новых электромобиля. Это в 3,1 раза больше, чем годом ранее. Самыми популярными производителями электрокаров стали Tesla, Porsche и Audi.
Отрасль планируют поддерживать и на государственном уровне. В августе 2021 года премьер-министр Михаил Мишустин утвердил концепцию развития электротранспорта в России до 2030 года. Согласно намеченным планам, уже в 2024 году в стране планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и построить 9400 зарядных станций. К 2030 году каждый десятый выпускаемый автомобиль в России должен быть электрическим.
По словам экспертов, ещё одной достойной заменой двигателям внутреннего сгорания может стать водород. "С точки зрения экологичности, лучше всего себя показывает голубой водород, так как с ним не возникает проблема утилизации батарей, как с электромобилями. При этом цены на данный момент сравнивать достаточно бессмысленно. Электромобили и тем более транспорт с водородным топливным элементом все еще находятся в стадии развития в контексте эффективности и цен. Достаточно сложно предсказать, каких успехов в этом плане смогут добиться инженеры крупнейших компаний даже на горизонте пяти-десяти лет", — отметил Сергей Кауфман.