Смольный продолжает модернизировать действующие государственные информационные системы для работы общественного транспорта.
ГКУ "Организатор перевозок", подведомственное комитету по транспорту, объявило две закупки суммарно почти на 75 млн рублей на выполнение в 2022 году работ по развитию двух государственных информационных систем (ГИС): автоматизированной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (АСУ ГППТ) и системы по электронному контролю оплаты проезда (СЭКОП).
Модернизация АСУ ГППТ и СЭКОП стала актуальна после безуспешных попыток Смольного обзавестись вместо них современной системой управления общественным транспортом, необходимой для транспортной реформы, стартующей уже в этом году. Несмотря на то что ранее власти признавали данные ГИСы ограниченно годными к модернизации и развитию, отказаться от них они так и не смогли. С подрядчиком, который несколько лет специально для Петербурга разрабатывал Комплексную информационную систему управления транспортом (КИСУ), общий язык найти не удалось, а с покупкой альтернативного Комплекса сервисов управления (КСУ) не срослось. В итоге все надежды на то, что городской транспорт всё же станет "умным", возложили на действующие ГИСы.
Сейчас СЭКОП не способен работать онлайн, что является большой проблемой. Предполагается, что в рамках модернизации процессинг системы будет доработан для возможности работы не только с транспортными картами, но и с виртуализированными, в частности цифровым "Подорожником", в онлайне.
"У АСУ ГППТ другие потребности. В этой системе модули не готовы гарантировать автоматизированный учёт выполнения транспортной работы (это необходимо для расчёта с перевозчиками в рамках брутто–контрактов по новой модели транспортного обслуживания. — Ред.). Этот модуль есть, но он обладает несколькими недостатками. Главным образом в нём предусмотрена коррекция человеком, то есть диспетчер может “забраться” и много чего поправить. Это недопустимо", — говорит собеседник "ДП" в транспортном блоке Смольного.
Ранее "Организатор перевозок" уже проводил аукционы по частичной модернизации ГИСов. В частности, контракт на то, чтобы научить СЭКОП работать с билетами с QR–кодами получило ООО "Сбертройка" (по 49% принадлежит АО "Расчётные решения", "дочке" Сбербанка, и ГУП "Московский метрополитен"). Причём борьба за контракт начальной стоимостью 40 млн рублей закончилась тем, что победитель, наоборот, заплатит городу 25 млн рублей.
Один из собеседников "ДП" на транспортном рынке говорит, что "Сбертройка" "горит желанием заняться модернизацией двух ГИСов". "Им это интересно, потому что они планируют экспансию своей карточной платформы. В рамках госконтракта по развитию двух систем это отличная возможность", — считает собеседник.