Действующие соглашения между Россией и Западными странами не позволяют наложить санкции на жизненно необходимое медицинское оборудование. Но цены на него всё равно вырастут.
Из–за проблем с логистикой и взлетевшего курса иностранной валюты стоимость и самого оборудования, и комплектующих к нему вырастет как минимум на 30%.
По информации Счётной палаты, в 2020 году доля российской продукции в медицинской сфере составила всего 28,8%. Данные по итогам 2021 года пока не опубликованы, однако, по мнению опрошенных "ДП" экспертов рынка, этот показатель вряд ли увеличился. Как государственные, так и медицинские компании работают преимущественно на импортном оборудовании, причём традиционно предпочтение отдаётся европейской, японской и американской медтехнике и медизделиям.
Китайцы в помощь
Как рассказали эксперты, на какой–то, причём в большинстве случаев достаточно длительный период закупленного клиниками медицинского оборудования и комплектующих ещё хватит. Повсеместная модернизация медучреждений была завершена не так давно, а срок службы импортного оборудования, которое было закуплено в рамках этой модернизации, составляет не менее 10 лет.
"Какой–то запас прочности у медицинских компаний существует, поскольку сразу всё из строя не выйдет, — поясняет к.м.н., руководитель группы компаний “Эко–безопасность” Роман Константинов. — Однако сейчас под большим ударом находятся рентгеновская техника и лабораторная высокотехнологичная диагностика, поскольку как сами установки, так и комплектующие являются продуктом преимущественно европейского, американского и японского производства. И аналогов им пока нет. Исключение составляют только аппараты УЗИ, поскольку всё чаще сейчас в этом сегменте используется оборудование китайского производства. Так что с ними проблем не будет".
"Конечно, мы зависим от импорта медицинского оборудования, лекарств, расходных материалов для высокотехнологичных операций. Однако в ближайшей перспективе мы не видим проблем с поставками. Хотя бы потому, что большая часть медицинского оборудования относится к товарам гуманитарного профиля и импорт не будет приостановлен", — говорят в пресс–службе "СМ–клиники" в Санкт–Петербурге.
Теоретически отечественный медицинский рынок действительно выведен из–под западных рестрикций. Так, 25 февраля Минфин США сообщил, что вывел из–под антироссийских санкций медицинскую продукцию, в связи с чем медикаменты и медицинское оборудование по–прежнему можно свободно продавать российским компаниям. Однако в той сфере, которая не относится к категории жизненно необходимых препаратов и оборудования, вполне могут приниматься частные решения.
Например, в связи со спецоперацией на Украине и невозможностью полноценно организовать поставки в Россию из–за "закрытого неба" чешские партнёры отказались от поставок колёс для инвалидных колясок российскому производителю Kinesis. Теперь Kinesis вынужден искать нового партнёра на китайском рынке. Однако это единичный случай. "На сегодняшний день ни одна крупная зарубежная компания, которая занимается производством медицинского оборудования или расходных материалов, не направила в наш адрес официальный отказ от сотрудничества и по собственной инициативе не планирует уходить с российского рынка", — рассказывает Владислав Баранов, генеральный директор АО "Номеко" и группы клиник "Согаз Медицина".
Кроме того, после первого пакета санкций, обрушившегося на российский медицинский рынок в 2015 году, компании начали активно налаживать производство медицинской техники и оборудования, благодаря чему процент отечественных товаров на этом рынке заметно вырос. Например, согласно аналитическому отчёту Национального рейтингового агентства (НРА), с 2015 года доля импортных аппаратов УЗИ сократилась с 92 до 50%, аппаратов для переливания крови — с 96 до 20%.
Владислав Баранов также убеждён, что в перспективе оборудование из Китая может заменить оборудование из США и стран ЕС. "При этом нет сомнений, что качество оказания медицинских услуг при использовании такой техники не упадёт, поскольку в Китае огромный рынок производства медицинского оборудования — есть и премиальные бренды, и бюджетные линейки. Просто для того, чтобы их можно было приобрести, необходимо время для получения регистрационных удостоверений министерства здравоохранения РФ на те продукты, которые ранее отсутствовали на нашем рынке", — говорит Владислав Баранов.
Цены взлетят
Опрошенные "ДП" эксперты считают, что в любом случае сразу и полностью встать на рельсы импортозамещения не получится, да и в перспективе ближайших лет это вряд ли возможно. Поэтому, по словам Владислава Баранова, сейчас перед медицинским сообществом остро встали два основных вопроса. Во–первых: как изменится логистика доставки иностранных медицинских изделий в нашу страну? Во–вторых: на каких условиях и в какие сроки удастся наладить сотрудничество с поставщиками в тех странах, с которыми ранее мы не взаимодействовали?
"Скорее всего, мы прямо сейчас увидим повышение стоимости зарубежного оборудования. В том числе и потому, что цены будут включать высокие издержки на логистику, а компании будут нивелировать свои потенциальные риски за счёт повышенной маржинальности. Импортное оборудование покупается за валюту, ослабление курса рубля приведёт к повышению закупочных цен. При этом повышение цен затронет и отечественных производителей, так как многие комплектующие для них производятся и завозятся из–за рубежа. Также, вероятно, сроки доставки импортного оборудования будут более длительными опять же по причине появления альтернативных логистических маршрутов. Рост затрат на логистику и повышенные риски приведут к росту цен, в том числе на медицинские услуги", — уверен Владислав Баранов.
Новые вызовы
Нельзя сказать, что очередной этап преодоления трудностей и испытаний, который сейчас наступил, очень радует игроков рынка коммерческой медицины, однако многие из них убеждены, что кризис — время возможностей и медицинский бизнес в новых условиях может получить новый толчок к развитию. "Сейчас для нас всех ситуация непростая — для клиник, врачей и пациентов. Однако несмотря на обстановку в мире, стране, люди не перестают болеть и по–прежнему нуждаются в качественной медицинской помощи. Поэтому для нас сейчас очень важно держать планку. А благодаря крупным игрокам рынка — сетевым медицинским бизнесам, холдингам — доступность медицинской помощи снижена не будет", — заявили в пресс–службе "СМ–клиники" в Санкт–Петербурге.
Эксперты также убеждены, что существенно рынок частной медицины вряд ли изменится. "Время покажет, но, скорее всего, если и будут изменения, то незначительные, — считает Владислав Баранов. — Сильные игроки будут искать возможности для развития новых партнёрских отношений, в том числе на рынках дружественных государств, а также формулировать новые запросы в адрес отечественного бизнеса, который в настоящий момент может реализовать проекты по импортозамещению для оказания качественной медицинской помощи пациентам с использованием преимущественно только российских технологий".