В Петербурге не осталось суррогатных детей, с которыми из-за пандемии COVID-19 не могут воссоединиться их родители-иностранцы. Последней городской дом ребёнка покинула девочка, родившаяся 1 год и 3 месяца назад.
О передаче малышки родной тёте рассказала уполномоченный по правам ребенка в Петербурге Анна Митянина. На своей странице "ВКонтакте" детский омбудсмен отметила, что закрытые в период пандемии границы и авиасообщение позволили больше узнать о "проблеме суррогатных матерей".
“
"Всего с августа 2020 года по март 2022 в Доме ребенка Санкт-Петербурга находилось 59 детей. Им были оказаны должный уход и забота. На прошлой неделе из Дома ребёнка забрали последнего малыша. Родители девочки работают в медицинском учреждении в Ухане. Они так и не смогли добиться разрешения на выезд из страны, чтобы забрать свою дочь, поэтому за ней по доверенности приехала тётя, младшая сестра отца. Девочке исполнился 1 год и 3 месяца. Она уже начала произносить первые слова по-русски и в ближайшее время увидит маму и папу", — написала Митянина.
По различным данным, ежегодно в Петербурге рождается около 300 суррогатных детей, большинство генетических пап и мам, как правило, жители Китая. Детский омбудсмен обратила внимание, что в идеале такой ребёнок быстро передаётся биологическим родителям и после подготовки вывозных документов семья отправляется домой. Однако из-за пандемии многие родители смогли увидеть своих сыновей и дочерей далеко не сразу.
В течение всего периода закрытых границ сотрудники аппарата уполномоченного по правам ребёнка в Петербурге собирали и анализировали информацию о рождённых и рождающихся детях, взаимодействовали с суррогатными агентствами и обеспечивали комфортное пребывание детей в специализированном госучреждении до приезда родителей.
Ещё одна проблема заключалась в некачественной работе агентств, которые занимаются суррогатным материнством. Анна Митянина напомнила о случаях в Ленобласти, Москве и Петербурге, когда рождённые сурматерями дети погибали из-за некачественного оказания услуг по договору о суррогатном материнстве.
Об одном из таких случаев "ДП" писал осенью 2020 года. Пятимесячная девочка, родителями которой были граждане Китая, погибла в агентстве "Наследие" в Коммунаре. Следственный комитет Ленинградской области возбудил по факту случившегося уголовное дело. Правоохранители увидели в случившемся причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ).
“
"Причиной трагедии могло стать отсутствие специальных навыков у лиц, сопровождающих ребёнка: это и отсутствие специальных навыков по уходу за младенцем, и пропущенные заболевания, и несвоевременно оказанная медицинская помощь. Основная проблема в том, что сопровождение таких детей находится вне поля государственного контроля. Кроме того, в России и Петербурге, в том числе, функционирует большое количество "теневых" агентств. Поэтому необходимо добиваться прозрачности процесса, контролируя его на всех этапах. Защита прав детей, рожденных по договору о суррогатном материнстве, была и остается в зоне моего особого внимания", — резюмировала Митянина.
Также омбудсмен обратила внимание, что занимается подготовкой предложений, которые могли бы усовершенствовать систему суррогатного материнства в России и Петербурге. В частности, её инициатива о расширении оснований для получения въездных виз была поддержано губернатором Петербурга Александром Бегловым, а после принята и на федеральном уровне.
Отметим, что благодаря этому в мае прошлого года из Петербурга забрали 300 детей, рождённых суррогатными матерями. После этого в городе осталось только восемь малышей, которым только предстояло встретиться с родителями. Всё это время дети находились на государственном обеспечении.