На фоне санкционных ограничений и логистического кризиса правительство принимает очередные меры по стимулированию судоходства по Северному морскому пути.
Регулярные перевозки по Северному морскому пути (СМП) будут субсидироваться из федерального бюджета. Данная мера утверждена постановлением правительства РФ № 397 от 18 марта.
Компании, которые осуществляют внутренние перевозки между портами Санкт–Петербург или Мурманск и регионами Дальнего Востока (камчатский терминал Сероглазка и порт Восточный), смогут получить средства, компенсирующие недополученные доходы из–за льготных тарифов. Каждый год на это будет выделяться 560 млн рублей.
Как следует из текста постановления, субсидии покроют расходы на охрану судна, буксирное обеспечение, услуги швартовных бригад и аварийно–технического обеспечения захода судов в порты. Кроме того, на лоцманские, ледокольные, навигационные и другие сборы также распространяются льготы. А балластный (пустой) переход судна возместят перевозчику в размере, равном плановой стоимости рейса с максимальной загрузкой. Для получения субсидии необходимо совершить не менее двух круговых рейсов за год.
"В условиях внешних санкций крайне важно не прекращать активное развитие СМП. Это безопасные и надёжные маршруты, которые проходят в пределах территориальных вод и исключительной экономической зоны нашей страны", — сказал Михаил Мишустин на совещании с вице–премьерами 21 марта.
Примечательно, что утром того же дня министр сообщения Латвии Талис Линкайтс в эфире местного телеканала рассказал о возможном принятии запрета на заход российских судов в порты Прибалтики.
В правительстве РФ полагают, что субсидии помогут в решении вопроса северного завоза грузов и простимулируют рост грузопотока по СМП до плановых показателей 80 млн тонн к 2024 году (по итогам 2021 года он составил 34,9 млн тонн).
По мнению Михаила Григорьева, директора консультационной компании ООО "Гекон", развитие сообщения между Дальним Востоком и Санкт–Петербургом через СМП упирается в вопрос, что станет грузовой базой на этом направлении.
"Обеспечение доставок грузов северного завоза — это отдельная тема, — говорит Михаил Васильев. — Вдоль СМП от пролива Дежнёва до Карских ворот нет ни одного порта, куда может зайти судно с такой осадкой, как, например, лихтеровоз “Севморпуть”. Значит, разгрузка должна происходить на рейде — открытом водном пространстве, очень чувствительном к волнению и скорости ветра. А если речь идёт о разгрузке на малоразмерные суда, то они также уязвимы для этих факторов".
Эксперт соглашается с необходимостью развития СМП для обслуживания северного завоза, однако это, по его мнению, должно происходить более комплексно.