Чтобы вернуть Олимпийскому движению его ценности — нужен взгляд в прошлое, чтобы оценить вклад современных высокотехнологичных спортивных сооружений в развитие региона — надо немного заглянуть в будущее. В настоящем же строительство самого большого хоккейного стадиона идёт по плану. Об этом и многом другом в интервью "ДП" рассказал генеральный директор ООО "СКА Арена" Дмитрий Сватковский.
В связи с последними событиями и факторами, в числе которых и повышение стоимости строительных материалов, и дефицит рабочей силы на стройплощадках, первый вопрос — возведение "СКА Арены" идёт по графику?
— Да. У нас сформирована достаточно серьёзная профессиональная команда — и каждый наш шаг выверен. Общая строительная готовность объекта, на сегодняшний день, оценивается в 60–65%. Бетонные работы, даже учитывая дополнительные ростверки под архитектурный фасад, уже практически завершены. В активной фазе остекление фасада, прокладка инженерных сетей, внутриотделочные работы и монтаж металлоконструкций основного купола. Купол у арены уникальный с архитектурной точки зрения: с высоты его форма внешне напоминает ската. В нём ощутима мощь — а чтобы её удержать необходимо практически 5 тыс. тонн металлоконструкций. С апреля строители приступят к монтажу наружных инженерных систем. При этом, объект уже начинает оживать. 17 марта заработало первое техническое сооружение: лифт. Может быть, это кажется несущественным, но такие моменты во время строительства объекта очень важны. Подобные маленькие победы всех вдохновляют — люди понимают, что мы идём правильным путём. К концу 2022 года планируем обеспечить строительную готовность объекта. Вне зависимости от геополитических обстоятельств — мы всё-таки ориентированы на культурно-спортивную составляющую страны и Петербурга.
Дмитрий Сватковский, генеральный директор ООО "СКА Арена"
Рабочие места сохраняются?
— Конечно. У нас на стройке задействовано очень много людей: сегодня здесь трудятся почти 3 тыс. человек. В ближайший месяц численность рабочих на площадке увеличится до 3,5 тыс. Начнутся отделочные и пусконаладочные работы, напомню, что площадь стадиона составляет почти 190 тыс. м2.
Не могу не отметить, что сам объект отвечает основной идее созданного "Деловым Петербургом" проекта "Контуры будущего". Каким оно представляется после ввода площадки в эксплуатацию?
— За время своей карьеры я много раз участвовал во встречах с представителями архитектурных сообществ в Москве и Нижнем Новгороде — сейчас жизнь дала возможность поработать в Санкт-Петербурге. И могу вам сказать, что архитекторы всегда так ставят вопрос: что мы оставим будущим поколениям, как транслируем наш образ жизни и что именно для нас ценно. Наверное, это и есть одна из наших основных задач — чтобы облик стадиона олицетворял 20-е годы XXI столетия с его новыми архитектурными решениями. Конечно, это уже оценят наши потомки, но мне кажется, что наш проект — это не только ледовый дворец. Идея гораздо шире: это ещё и большой открытый тематический парк с различной инфраструктурой внутри. Плюс, например, очень много идей есть, как модернизировать существующую транспортную логистику. Все вместе станет мощным импульсом для развития локации. Соответственно, совершенно по-другому будет выглядеть сам Московский район Санкт-Петербурга: я имею в виду точки притяжения, транспортную доступность. И, конечно, моя маленькая мечта, чтобы "СКА Арена" стала ещё одним объектом в списке главных символов Петербурга. Потому что с начала XXI века в городе на Неве это, наверное, один из самых масштабных проектов.
В последнее время всё чаще вспоминают фразу "спорт вне политики" именно потому, что действительность ей не соответствует…
— Лично меня очень сильно зацепила ситуация с отстранением россиян от Паралимпиады в Пекине — вообще тяжелейший прецедент, если не сказать больше – кощунство. Необходимо уважать труд и талант людей, которые шли к этому событию, в прямом смысле преодолевая себя. К сожалению, то, что сейчас происходит, является разломом всех базисов и ценностей. Зачем открывать этот ящик Пандоры?.. В юности и молодости я занимался современным пятиборьем и, поверьте, знаю другие примеры. Было тяжелейшее десятилетие для Олимпийского движения — с 1980 по 1992 год — с его серьёзнейшими вызовами, сложными конфликтами, спорными ситуациями и бойкотами. Но тогда спорт действительно стоял вне политики. И руководство Международного олимпийского комитета делало всё для того, чтобы именно в спортивной семье не было разногласий. Допущение, что спортсмены из одних стран начинают негативно высказываться в отношении других стран, такого не было никогда.
Мне есть, с чем сравнивать: я выступал за Советский Союз, приезжал в любую страну — да, нас не любили, нас не хотели видеть победителями. Но нас уважали. Нас приглашали, потому что хотели видеть высочайший уровень соревнований. Международный олимпийский комитет никогда не отстранял команду какой-либо страны — политики принимали решение, едут спортсмены представлять государство на Играх или нет. То, что сейчас происходит в международном спорте, я считаю, очень плохая тенденция. Мне кажется, что именно в такие критические времена надо возвращаться к тем целям, ради которых в принципе создавалось Олимпийское движение в конце XIX века, в период тоже достаточно серьёзных разногласий. Вернитесь к манифесту Пьера де Кубертена, я призываю всех международных деятелей сейчас. В 1892 трясло планету не хуже, чем сейчас, а спорт как раз и был языком дипломатии. Закрывать эту дверь сейчас — большая ошибка.
При этом звёзды спорта также воодушевляют своих поклонников: как считаете, дала ли Зимняя Олимпиада 2022 года импульс к развитию спорта внутри страны?
— Любой успех российского спортсмена на крупных международных соревнованиях — в первую очередь, гарантирует приход детей в спортивные школы. Эффект, результаты, изменения — да, они придут через несколько лет, когда это поколение подрастёт. Но первый импульс, конечно, то, что новая волна талантливых детей попадает к талантливым тренерам.
И к зимним видам спорта сегодня повышенный интерес?
— Я абсолютно в этом уверен. Чемпионат России по фигурному катанию, как мне кажется, ничем не уступает по уровню интереса Чемпионату мира. Это, наверное, единственный турнир внутри страны, который смотрят более 20 государств по всему миру, и иностранные компании покупают права на прямую трансляцию. Надеюсь, что с ослаблением и отменой ограничений вернутся зрители на трибуну, и под сводами "СКА Арены" будет звучать прекрасная музыка, сопровождая блестящие выступления наших фигуристов, а 20 тыс. зрителей будут им аплодировать.
Однако площадка предназначена не только для спортивных событий. Какие преимущества прельщают, в том числе, event-индустрию?
— Одной из главных задач, поставленных перед проектировщиками арены, было обеспечение возможности быстрой трансформации площадки под различные мероприятия. Здесь могут проходить турниры более чем по 20 видам спорта. Я не исключаю, что здесь, например, состоится финал Кубка Дэвиса, где в 2021 году наши теннисисты были триумфаторами. Почему бы нет? Надо с оптимизмом смотреть в будущее. Мы собрали лучший мировой опыт в части применяемых технологий — и сегодня можем сказать, что у нас не просто передовые решения, а уникальные. Но мы будем жить не одним спортом. Конечно, это концертная деятельность, культурные и корпоративные мероприятия, форумы — события различного направления.
Как ещё будут взаимодействовать технологии и спорт на площадке?
— Скажу просто: лучше один раз увидеть. На открытии арены зрители сами всё оценят. Мы взяли лучшее из лучшего: и свет, и звук, и 3D-проекцию, и всё, что связано с визуализацией. Это уникальные технологии — аналогов в мире нет. Есть частично реализованные решения на различных объектах, но такого комплексного — нет. Здесь уже будет больше вопрос к креативности звукорежиссёров и осветителей. Но точно будет очень захватывающе, равнодушных не останется.
Какие сегодня необходимы шаги, чтобы популяризировать спорт среди населения?
— Мы их уже делаем. В прилегающем к ледовому дворцу парке создаём очень серьёзный кластер для семейного и детского отдыха. У нас запланированы легкоатлетическое ядро, три мини-футбольных поля, баскетбольные открытые площадки. Многое предусмотрено для экстремальных видов спорта, например, отдельная зона для скейтбордистов. А в зимнее время, на площади в 2 тыс. м2 в парке будет организована ледовая коробка для массового катания. Конечно, в первую очередь всё это делается для людей, которые проживают в Московском районе. Но не в последнюю — для гостей города. Мы хотим, чтобы все жители Петербурга почувствовали — это новое место проведения свободного времени, не только в стенах крытого дворца, но и возможность просто наслаждаться средой, которую мы создаём вокруг. Я считаю, что это новая тенденция для спортивных объектов.