О строительстве деревянных многоэтажек в России начали говорить совсем недавно. В Петербурге мода пока не прижилась.
Первый такой проект планируют запустить в Вологодской области, однако петербургские девелоперы пока не спешат с громкими заявлениями на эту тему.
Для строительства деревянных многоэтажных домов необходимы CLT–панели (Cross–Laminated Timber). В переводе с английского это поперечная клеёная древесина, которая активно используется в строительстве частных домов и административных зданий. Именно с этого материала началась и реализация деревянных многоэтажек.
По словам консультанта WhatWood Марины Зотовой, в 2021 году в мире было произведено около 1,35 млн м3 CLT. При этом на долю Европы приходится 75% от общемирового производства CLT, или 950 тыс. — 1 млн м3, в то время как Россия пока производит только 25–30 тыс. м3 с долей в глобальном производстве всего 2%. Эти цифры подтверждают, что производство CLT в России пока находится в стадии развития.
Впрочем, по мнению директора FSC России Николая Шматкова, основная проблема сбыта CLT–панелей в России — это вовсе не объём производства, а сложности бюрократического характера, связанные с получением разрешений на многоэтажное строительство из древесины. "Тем не менее в мире активно строят многоэтажные дома из таких панелей и бруса: например, самое высокое в мире деревянное здание — 18–этажная башня Мьеса в Норвегии, жилое и офисное здание, — построено из CLT–панелей в 2019 году", — отмечает эксперт. Стоит отметить, что башня Мьеса стала символом экологических трендов в строительстве и подтверждением того, что многоэтажные здания могут быть построены с использованием местных ресурсов, поставляемых местными производителями, и из древесины, заготовленной ответственным образом.
Всё же сравнивать Россию и Скандинавские страны в этом вопросе не совсем корректно. Разница в заинтересованности стран в экологии слишком серьёзная, хотя бы потому, что "зелёных" проектов в сфере недвижимости или экожилья в стране, в том числе в Петербурге, значительно меньше. Чаще всего застройщики не используют специальные материалы и технологии, ограничиваясь упоминанием соседства с природными объектами и наличием специальных планировочных решений на территории комплексов. При этом древесина — тот самый возобновляемый строительный материал: при производстве деревянных конструкций вредных выбросов в атмосферу в десятки раз меньше, чем при применении железобетона или стали. К слову, в Европе уже никого не удивить деревянными многоэтажными домами. Такие проекты уже есть не только в странах Скандинавии, но и в Великобритании, Германии и Франции.
"Эти панели и брус обеспечивают прочность и огнестойкость зданий, быстрое возведение и экологичность — не только минимальный углеродный след (чего не скажешь о зданиях из бетона, металла). Производство полностью сертифицировано по международным стандартам Лесного попечительского совета (FSC), что до минимума снижает риск пропадания древесины из экологически ценных лесов, мест обитания редких растений и животных, нелегальной древесины", — добавляет Николай Шматков.
Желание построить из дерева дома и даже районы городов выражают сразу несколько регионов (Мурманская, Иркутская области и Красноярский край), однако Петербурга в их числе нет. Однако городские девелоперы опасаются насчёт надёжности этой технологии, в том числе в вопросах звукоизоляции и пожаробезопасности.
Тем не менее, по мнению Марины Зотовой, в России остаётся популярным деревянное одноэтажное домостроение и большинство построек в районных центрах субъектов РФ до сих пор деревянные. При этом в последние 2 года российское правительство активно обозначает необходимость развивать деревянное домостроение не только в секторе индивидуальных жилищ, но и в сегменте малоэтажного строительства, а также объектов социально–культурного назначения. Не исключено, этот тренд в дальнейшем подхватит и Петербург, впрочем, точно не в ближайшее время — несколько крупных застройщиков города и вовсе отказались комментировать "ДП" этот вопрос.