Сегодня исполняется ровно неделя, как Тверской суд Москвы признал экстремистской организацией компанию Meta, а также принадлежащие ей соцсети Facebook и Instagram. Всё это время россияне пытались разобраться, что это означает на практике. Схему действий для СМИ разъяснил Роскомнадзор. Логотипы публиковать нельзя, упоминания нужно сопровождать ритуальными фразами и так далее. Гражданам наскоро пообещали, что за использование vpn или скроллинг запрещённых соцсетей никого штрафовать или арестовывать не собираются. А вот бизнесу, как обычно, досталась задачка посложнее. Так сказать, "со звёздочкой".
Ассоциация производителей продовольствия "Руспродсоюз" обратилась в Генпрокуратуру с просьбой разъяснить, что делать с изображениями экстремистских логотипов на упаковке продукции. Ведь всюду указывать свои соцсети для обратной связи с потребителями давно уже стало хорошим тоном маркетинга. По этому поводу уже начали паниковать ретейлеры. Одни выставляют на полки объявления о том, что иногда логотип — это просто логотип, а не призыв к экстремистским действиям. Другие требуют от поставщиков срочно всё переупаковать, что по очевидным причинам невозможно. Генпрокуратура молчит. Прочий бизнес пока не пишет открытых писем, но лихорадочно соображает, нужно ли срочно перепечатывать все рекламно–информационные материалы, на которых в уголке стояли запретные теперь ссылки. О том, как себя чувствуют блогеры–инфлюенсеры и микропредприниматели, которые полностью вели свой бизнес через проштрафившиеся соцсети, и вовсе думать не хочется.
Особенно примечательно, что всё это происходит до того, как решение суда вступило в законную силу. В том, что компания Марка Цукерберга будет подавать апелляцию, мало кто сомневается. Но никто даже не пытается делать вид, что её будут рассматривать по существу и возможны какие–то варианты положительного исхода. Впрочем, к тому, что законы и процедуры во многих сферах играют роль декораций, мы давно привыкли.
В нынешние непростые времена полагается всеми силами добавлять в жизнь позитива. Поднапрягшись, можно разглядеть его и в этой истории. Массовая переделка упаковок, рекламных материалов и визиток с целью очистить их от экстремистских квадратиков, буковок и лежащих на боку искривлённых восьмёрок наверняка щедро обеспечит заказами типографии и дизайн–студии. Чем вам не мера господдержки?