Производители подвижного состава обещают поставить закупленные городом трамваи и троллейбусы в срок, несмотря на санкции. Но некоторые не исключают форс–мажоров.
Чиновники не видят серьёзных угроз в отношении поставок подвижного состава на фоне последних санкций против России и Белоруссии. Не видят их и сами производители, но о переменах в работе говорят прямо.
В конце 2021–го — начале 2022 года ГУП "Горэлектротранс" успело закупить 286 различных троллейбусов и 57 трамваев, первые партии которых должны прибыть в город уже в мае. Ещё раньше 2,8 тыс. новых газовых автобусов закупили частные перевозчики в рамках подготовки к транспортной реформе. 800 из них будут кататься по улицам Петербурга уже с 1 апреля. Оставшиеся — с 1 июня и 15 июля 2022 года.
Новые правила
"Введённые санкции существенно изменили условия ведения бизнеса. В частности, стал другим порядок авансирования поставщиков. Если раньше была возможна постоплата или частичная оплата, то теперь большинство наших партнёров соглашаются работать только на условиях полной предоплаты. Кроме того, за последние недели существенно перестроились логистические цепочки, что уже приводит к задержке поставок комплектующих", — комментирует коммерческий директор ПК "Транспортные системы" (ПК ТС) Андрей Юхненко.
Также возможно введение новых санкционных ограничений, отмечает он, из–за чего некоторые запчасти в обозримой перспективе совсем перестанут поставляться западными странами. Именно поэтому предприятие стремится работать на опережение и уже сегодня ищет альтернативные варианты, старается переориентироваться на новых поставщиков.
Гендиректор белорусского BKM Holding Олег Быцко отмечает, что партнёры, с которыми они работают напрямую, готовы продолжать поставки. Однако возникли сложности, связанные с логистикой поставок из Европы, обусловленные длинными очередями на границах.
"Также есть вопросы, связанные с изучением нашими поставщиками новых санкций, вводимых в отношении РФ и Республики Беларусь. Им необходимо время, чтобы определить, насколько их продукция подпадает под эти санкции. Пока преждевременно говорить о том, что мы вообще не сможем получать какие–то комплектующие, которые применяли раньше", — говорит Олег Быцко.
Беспокойство у белорусского производителя вызывают вопросы, связанные с поставками комплектующих через дилеров. "Мы допускаем, что они не предоставляют нам всю полноту информации о сложности вопроса. Поэтому в первую очередь работаем с посредниками над тем, чтобы выяснить, какие затруднения могут возникнуть, чтобы вовремя переориентироваться", — поясняет гендиректор BKM Holding.
Президент Союза производителей транспортного оборудования Денис Корчагин полагает, что санкции повлияли на текущую ситуацию лишь частично.
"Да, они, безусловно, послужили катализатором. А дальше в дело вступили спекуляция, недобросовестность и желание быстрой наживы. Вы же понимаете, что цены на продукцию и комплектующие, которые, например, лежат здесь, в Петербурге, на складах, повысили отнюдь не из–за санкций… Очень надеюсь, что соответствующие органы, и УФАС в том числе, разберутся в этой ситуации", — комментирует Корчагин.
Братья китайцы
Несмотря на то что сегодня нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что производители не смогут получить те или иные комплектующие, они уже активно занимаются поиском поставщиков аналогичной комплектации в тех странах, которые не вводили ограничительных мер. У белорусских предприятий (BKM Holding и МАЗ) в этом вопросе есть некоторая фора: санкции со стороны западных стран коснулись их государства раньше.
"Работу по поиску альтернативных поставщиков мы начали ещё с прошлого года. Понятно, что в первую очередь это Китайская Народная Республика, мы никогда не прекращали работу с поставщиками из этой страны, — говорит Олег Быцко. — Мы не видим таких позиций, которые нельзя было бы заменить за счёт поставки из стран, сохраняющих нормальные партнёрские отношения с Российской Федерацией и Республикой Беларусь".
При этом BKM Holding намерен попытаться разместить заказы на изготовление определённых позиций на российских и белорусских предприятиях. К тому же в этом направлении "наши страны работают целенаправленно", отмечает Быцко.
По мнению Дениса Корчагина, основные сложности с комплектующими связаны со сроками их доставки в новых условиях и возросшей стоимостью. "Сейчас сложное и нестабильное время, его просто нужно пережить. Выстроятся новые логистические маршруты. Где–то будут использованы аналоги, например китайские. Что–то будет производиться здесь. Ситуация выправится. Да, в ближайшее время полностью отказаться от импортных комплектующих невозможно, но в перспективе если будет поддержка федеральных и региональных уровней, то вполне", — считает Корчагин.
Против Минского автомобильного завода санкции были введены в июне прошлого года. До этого момента у МАЗа было много поставщиков из Европы, которых на сегодня уже заменили. "За 9 месяцев была проделана огромная работа по введению альтернативных поставщиков. Большую помощь в решении этого вопроса оказали представительства Минского автозавода в Китае и Турции, которые существуют уже более 10 лет", — прокомментировали "ДП" в МАЗе.
Там же отметили, что логистические проблемы, с которыми сейчас многие столкнулись, также решены. "Логистические цепочки детально проработаны и отлажены. Высокая квалификация логистов предприятия позволяет поставлять грузы из всех частей света", — заверяют на МАЗе.
Текущие обязательства
Несмотря на то что ситуацию с комплектующими никто не называет критичной, а у части предприятий высок уровень локализации производства, некоторые пока оставляют вопрос о смещении сроков поставки по петербургским контрактам открытым.
"Безусловно, к сборке вагонов мы приступим уже в апреле, в полном соответствии с графиком. И конечно, приложим все усилия, чтобы выполнить договор в срок. Но форс–мажоры возможны", — осторожно говорят в ПК ТС.
МАЗ заверил, что всю технику собирают согласно плану и абсолютно весь модельный ряд, как грузовой, так и пассажирский, может производиться. "Это позволит реализовать все заказы в полном объёме", — уверены на предприятии.
"На сегодняшний день нет предпосылок для того, чтобы вопросы, возникающие с поставкой комплектующих, оказали влияние на наши текущие обязательства по поставкам троллейбусов для нужд Петербурга. Мы делаем всё, чтобы предупредить возникновение возможных затруднений, параллельно работая над поиском альтернативной комплектации для замены потенциально проблемных позиций", — добавляют в BKM Holding.
Денис Корчагин полагает, что сейчас очень многое будет зависеть от того, насколько крепко стояло предприятие на ногах до нынешней ситуации. Если хозяйственная деятельность была в порядке, то это большое подспорье, по сравнению с предприятием, имеющим, например, большой кассовый разрыв.
"Ну и конечно, поставщики, партнёры, интеграторы. Если с одной стороны производитель зажат обязательствами по госконтракту, а с другой ему выкручивают руки поставщики, что он сможет сделать? А если интегратор встал плечом к плечу, так сказать, то тут уже совсем другая история. Вот в сложные времена и проще понять, кто партнёр надёжный, а кто просто партнёр", — считает эксперт.
Самое главное сейчас для производителей, по его мнению, не впадать в панику, а принимать жёсткие, ответственные решения, "с холодной головой".
"И судя по моей информации, что касается Петербурга, всё именно так", — заверил Корчагин.