Сайт госзаказа перестал показывать названия компаний, борющихся за миллиардные подряды, до момента, когда победитель уже подписывает контракт. Это лишь одно из последствий вступившего в силу пакета поправок в закон о госзаказе.
В конце прошлой недели были подведены итоги крупнейшей с начала года госзакупки в Петербурге. ГУП "Горэлектротранс" приобретает в лизинг 54 трамвайных вагона в ретро-стиле за 12,9 млрд рублей. На участие в аукционе заявился лишь один участник, и конкурсная комиссия решила считать его победителем. Но что это за компания — неизвестно. В материалах информационной системы госзаказа фигурирует лишь идентификационный номер участника процедуры.
На этой неделе ФКУ Упрдор "Северо-Запад" подвело итоги конкурса на реконструкцию участка трассы М-18 "Кола" с начальной ценой 2 млрд рублей. Картина для внешнего наблюдателя выглядит точно так же — есть единственный претендент, с которым заказчик готов заключить госконтракт, но его название скрыто.
Названия победителей торгов теперь публикуются только с момента начала процедуры заключения контракта. Обычно это происходит через неделю и более после подведения итогов.
В ФКУ Упрдор "Северо-Запад" "Деловому Петербургу" пояснили, что названия компаний-участников не публикуются до заключения контракта в связи со вступившими в силу изменениями закона о госзаказе (44-ФЗ). "С 1 января 2022 года перечень сведений, который заказчик обязан включать в протокол подведения итогов определения поставщика не содержит информации об участниках закупки, — подтверждает старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ "Качкин и партнёры" Ольга Дученко. — Это делается для обеспечения конфиденциальности сведений об участниках".
Когда в 2013 году принимался 44-ФЗ, в нём отдельно предусматривались процедуры общественного контроля. Они обеспечивались, в частности, открытостью информации о ходе закупок. Но с тех пор в закон регулярно вносятся различные изменения.
"Непосредственная причина, по которой эта поправка была принята — это стремление антимонопольного ведомства разрушить горизонтальные связи между поставщиками, чтобы поставщики внутри одного товарного рынка не сговаривались между собой в ходе проведения аукциона", — объясняет член экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев. По его мнению, мера не слишком эффективна, так как в большинстве случаев участники госзакупок и так знают своих конкурентов.
При этом прозрачность закупочного процесса снижается, полагает партнёр коллегии адвокатов Pen & Paper Станислав Данилов. "Если мы не видим, кто является участником и победителем торгов, следовательно невозможно и проверить его на наличие связей, аффилированности, потенциальной коррупционной составляющей. Торги, которые призваны быть максимально публичными, становятся некой процедурой, осуществляемой за ширмой. Поэтому данное изменение, на мой взгляд, нельзя считать движением в правильную сторону", — говорит он.
Госучреждения и госпредприятия в определённых случаях могли скрывать информацию о своих поставщиках и раньше, причём, даже после подписания контрактов. Это позволял им закон 223-ФЗ. Так, в 2019 году СПб ГУДП "Центр" отказалось раскрывать информацию о победителях конкурсов на поставку снегоуборочной техники на сумму 3 млрд рублей. А с 7 марта компании, попавшие под санкции, могут по 223-ФЗ вообще не размещать информации о своих закупках на сайте госзаказа.
Что же касается поправок в 44-ФЗ, то с 2022 года вступила в силу ещё одна важная норма. Она запрещает подавать жалобы на закупку организациям, не участвующим в конкурсной процедуре по данной закупке. Это было сделано для борьбы с так называемым тендерным рейдерством, объясняет Дмитрий Тортев. Такие рейдеры, "пользуясь сложностью и неопределённостью некоторых моментов закупочного законодательства, подавали жалобу и пытались продать отзыв этой жалобы за какие-то деньги", — говорит эксперт.