Российские власти начали готовить нормативную базу, которая облегчит автодилерам работу на рынке подержанных машин. Продажи новых авто катастрофически падают, и игроки рынка вынуждены переходить на секонд-хенд.
Сенатор от Законодательного собрания Петербурга Андрей Кутепов, возглавляющий в Совете Федерации комитет по экономической политике, разработал законопроект, устраняющий двойное взимание НДС при продажах подержанных автомобилей юридическим лицам.
Первый раз НДС взимается при продаже нового автомобиля. Второй — после того, как автосалон выкупил подержанную машину (например, по программе трейд-ин) и решил продать её другому юрлицу. К примеру, ряд компаний приобретает подержанные автомобили в автосалонах Москвы и Петербурга для их перепродажи в регионах.
По данным Ассоциации европейского бизнеса в России, в 2021 году в стране было продано почти 1,7 млн новых легковых автомобилей. Рынок подержанных машин "Автостат" оценил в 6 млн единиц. При этом через автосалоны было реализовано лишь 15% автомобильного секонд-хенда, сообщает Андрей Кутепов в пояснительной записке к своему законопроекту. По его мнению, изменение системы начисления НДС на подержанные авто позволит увеличить эту долю до 30-35%. При этом налоговые поступления не только не уменьшатся, а наоборот, вырастут на 4,87 млрд рублей в 2022 году и на 13,9 млрд в 2023-м.
Как сообщает "Автостат", в Германии автодилеры продают около 50% подержанных машин, в Великобритании — 42%, в США — 37%.
После начала специальной военной операции на Украине и последовавших за ней санкций ряд мировых автопроизводителей заявили о прекращении поставок своих машин в Россию. Российские автозаводы вынуждены приостанавливать производство из-за перебоев с поставками комплектующих. Кроме того, стали расти цены на новые машины. По предварительным оценкам, продажи новых машин в марте упали по сравнению с февралём примерно вдвое. Прогнозировать ситуацию до конца года пока никто не берётся.
Между тем продажи подержанных машин продолжают расти. По данным "Авито. Авто", за первый квартал они выросли на 4,2%. Автодилеры начали переориентироваться на секонд-хенд ещё в пандемию. Если в 2019 году на один новый проданный в Петербурге автомобиль приходилось полтора подержанных, то в 2020-м — уже два.
"В нынешнее время это хорошая возможность для официальных игроков рынка, в первую очередь для дилеров, — комментирует инициативу Андрея Кутепова директор по развитию ГК "Прагматика" Александр Шапринский. — В перспективе инициатива позволит нарастить дилерам продажи автомобилей с пробегом на 10-20%. Преимущество получат дилеры, имеющие большие возможности по выкупу автомобилей в различных регионах: они смогут зарабатывать на разнице в стоимости одной и той же модели автомобиля. Раньше такая практика была невыгодна с юрлицами и использовалась только с индивидуальными продавцами".
"Мы этого ждали 15 лет, — говорит исполнительный директор Союза автосервисов Виталий Новиков. — Это очень правильное предложение. Доля системных игроков на вторичном рынке растёт и будет расти дальше. А чем сильнее она растёт, тем актуальнее это предложение. Существующие правила толкают игроков на странные схемы, и получается, что организованные игроки проигрывают частным маклерам".
"Отличная новость! Давно пора", — отмечает владелец Gregory`s Cars Григорий Брудный.