Литва понизила уровень дипломатических отношений с Россией, выслала посла РФ из Вильнюса, закрыла генконсульство в Клайпеде и осторожно рассуждает о прекращении транзита в Калининградскую область.
Правительство Литвы в понедельник, 4 апреля, фактически разорвало дипломатические отношения с Россией: российскому послу Алексею Исакову было предписано покинуть страну, из Москвы уже вернулся глава литовской дипмиссии Эйтвидас Баярунас.
Это самая низшая точка в отношениях двух стран, а на фоне разрыва Литва добивается от ЕС максимально возможного прекращения торговых отношений с Россией — новых санкций, запрета на заход российских судов в порты ЕС, запрета на экспорт энергоресурсов и так далее.
Отдельным вопросом стоит транзит в Калининградскую область. Он бесперебойно действовал с начала нулевых, и это главный коридор обеспечения жизнедеятельности российского эксклава. Прекращение транзита — это фактически блокада. Гражданские воздушные суда уже месяц облетают Прибалтику по Балтийскому морю. Морской путь в Усть–Лугу остаётся, но на линии всего несколько паромов, которые полностью обеспечить пассажирский и грузопоток сегодня не способны. За месяц через территорию Литвы сегодня в среднем проходит около сотни поездов.
Последний козырь
Премьер–министр Литвы Ингрида Шимоните публично подтверждает, что вопрос возможного закрытия обсуждается, но тут же подчёркивает, что это дело не Литвы, а в первую очередь Брюсселя.
"Слышатся призывы: делайте так, реагируйте иначе. Если бы мы ещё 25 февраля отреагировали всем тем, что мы делаем сейчас, неизвестно, что бы мы делали сейчас, если бы не осталось никаких дополнительных шагов, если бы у нас не было того, что мы можем выложить на стол, чтобы поднять для Кремля цену этой войны", — сказала глава литовского правительства 6 марта в интервью литовскому национальному вещателю LRT.
"Упрощённый транзит — это не просто наше решение, это трёхстороннее соглашение: не только в Литве, где у Литвы может быть очень сильное или менее сильное мнение, но это обязательство Европейского союза. И всё же мы не можем игнорировать взгляды ЕС как некоего цивилизованного сообщества на то, как решать этот вопрос. Но я не могу сказать, что консультаций на эту тему нет", — отметила она.
Примечательно, что ещё в конце марта глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис утверждал, что Литва не может пойти на закрытие российского генконсульства в Клайпеде именно из–за калининградского транзита.
"Часть транзита тоже осуществляется через консульские учреждения как в Калининграде, так и на материковой территории России. Если начать закрывать консульские учреждения, высока вероятность, что ответ будет грозить нам несоблюдением договора", — говорил он на брифинге в парламенте 29 марта.
В понедельник, 4 апреля, что–то изменилось. Консульство решили закрыть, но публично заявили, что транзит остаётся. Кому предлагается перенять функции по его обеспечению, из заявлений литовской стороны осталось непонятно.
Игра с огнём
Ситуацию с возможной блокадой Калининградской области в министерстве иностранных дел РФ назвали игрой с огнём.
Замглавы МИД РФ Александр Грушко в среду, 6 апреля, заявил журналистам, что Россия надеется на здравомыслие в Европе.
"Я очень надеюсь, что здравомыслие в Европе всё–таки не позволит пуститься в какие–либо игры вокруг Калининграда. Думаю, многие понимают, что это игра с огнём", — сказал Грушко (цитата по ТАСС).
В Литве, однако, тут же заявили, что остановить транзит якобы невозможно. По крайней мере этот вопрос находится не в компетенции страны.
"Что касается односторонних решений по калининградскому транзиту — такое теоретически, наверное, не очень возможно, потому что это соглашение Европейского союза и России", — заявил 6 апреля министр транспорта Литвы Марюс Скуодис.
По его словам, сейчас в ЕС идут дискуссии об эмбарго в отношении российского и белорусского грузового транспорта в ЕС, но для Калининградской области всё равно будет сделано исключение.
"Сейчас идут дискуссии о запрете на въезд российским и белорусским грузовикам на территорию ЕС и делается исключение для Калининграда, например, по лекарствам и не только", — добавил министр.
Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов тем временем предлагает альтернативные пути в случае блокады российского эксклава.
"Если страны ЕС всё же введут сухопутную блокаду, роль паромной переправы между Балтийском и Усть–Лугой возрастёт ещё сильнее. Она и сейчас перегружена, а тогда придётся срочно наращивать флот. Решение есть. Достаточно судов под российским флагом (не только паромов, но и контейнеровозов). Сейчас они в Калининград не идут, потому что невыгодно, действующий тариф не окупает перевозки. Но если предусмотреть субсидии и здесь (по расчётам, около 1000 рублей на тонну груза), морские перевозки станут более интенсивными. Будет столько кораблей, сколько нужно. Если это не сделаем, получим большие проблемы с самим существованием людей в эксклаве", — написал Титов в своём телеграм–канале.
“
На паромную линию Балтийск — Усть–Луга планируется вывести ещё один (четвёртый) паром. При необходимости число паромов будет оперативно увеличено, предварительную проработку с Минтрансом России уже провели. Закрытие транзита для Прибалтики будет крайне болезненным, логистика формирует 20–30% (в зависимости от страны) размера ВВП. Транспортный комплекс этих стран ориентирован на рынок России или транзитные грузы, которые идут через территорию нашей страны. Рассчитываю, что международные обязательства по обеспечению транзита в/из Калининградской области и экономические факторы для собственных экономик будут учитываться при принятии решений. Но, конечно, готовы ко всем вариантам.
Антон Алиханов
губернатор Калининградской области