14:1912 апреля 202214:19
4388просмотров
14:1912 апреля 2022
Несмотря на алармистские прогнозы некоторых аналитиков, большинство участников рынка считают, что серьёзного падения ставок аренды в ТРК и стрит-ретейле не будет.
По мнению экспертов Rusland SP Retail, уже к осени 2022 года ставки аренды на коммерческие помещения в Петербурге могут снизиться на 20-40%.
"Сейчас многие экономические факторы сложились таким образом, что развитие и комфортная работа большинства арендаторов на прежних условиях станет невозможна", — уверен Денис Неробеев, старший консультант Rusland SP Retail.
По его словам, накопленная инфляция и снижение доходов населения приведут к падению спроса на большинство товаров и услуг не первой необходимости.
"При этом новых игроков на рынке не появляется уже несколько лет, а многие старые близки к полному захвату рынка. Также можно отметить, что растёт себестоимость продукции большинства игроков из-за сильной зависимости от импортной составляющей и общего роста цен товаров в РФ. В результате, по нашим прогнозам, к сентябрю снижение ставок на рынке может достигнуть в среднем 20-40%", — уверен он.
Большинство опрошенных "ДП" экспертов не согласны с подобным прогнозом. Так, по мнению Валерия Трушина, партнёра, руководителя отдела исследований и консалтинга IPG.Estate, если собственнику предложат снизить ставку на 40% на неопределённый срок, то, скорее всего, он расторгнет контракт и пойдёт искать новых арендаторов, которые будут способны платить.
"Пока у нас рыночная экономика, ставка регулируется балансом спроса и предложения. В течение года этот баланс не может уйти вниз настолько. Вероятны единичные случаи снижения ставок на существенные величины и на определённый срок. В целом по рынку ставки пойдут вслед за ростом вакансии, которая будет расти, и собственники свободных помещений, устав ждать, начнут двигать ставку вниз. Таким образом, ставки снизятся в диапазоне 10-15% в среднем по рынку в самом негативном сценарии. Коррекция будет, но она не будет такой мощной", — убеждён Валерий Трушин.
"Пока рано говорить про значительные и долгосрочные снижения ставок. Арендодатели действуют очень аккуратно, опираясь на реальные показатели по трафику и оборотам арендаторов, всё решается в индивидуальном порядке", — рассказывает Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg.
Того же мнения придерживаются и в "Коллиерз Интернешнл". "Снижения спроса на ликвидные помещения не видим", — заявили представители компании.
Скорее всего, арендные ставки, как и в период пандемии, будут снижаться не по всему рынку, а в зависимости от района и города. Арендодатели будут смотреть, как развиваются события.
Участники рынка ждут и решения крупных международных брендов, которые заявили о приостановке деятельности в России, — в конце мая они планируют определиться со своей официальной позицией: уходят они или продолжают работу в каком-то формате, например через доверительное управление или продажу части бизнеса российским партнёрам.
"Если они остаются, их ниша на рынке будет также занята, а если они уйдут, то российские компании будут наращивать производства и появятся те, кто захочет занять нишу, которую ранее занять было невозможно, например модного масс-маркета и мебельных магазинов", — говорит Анна Лапченко.
Кроме того, качественные помещения для общепита, для продуктового ретейла всегда были и остаются дефицитными, даже в пандемию реально качественный стрит в этих сегментах не пустел: как только появлялось классное помещение, скажем, для общепита — его забирали, потому что это дефицитное предложение.
"По этой причине и сейчас за качественные помещения будут держаться и ставки на них не подвергнутся серьёзной коррекции", — полагают эксперты.
Как говорят участники рынка, в периоды кризисов и нестабильности надо очень аккуратно относиться к алармистским прогнозам.
"Надо понимать, что такими заявлениями компании решают свои задачи — повысить узнаваемость, привлечь новых арендаторов или надавить на арендодателей, чтобы снизить ставки. Поэтому любое решение надо принимать взвешенно и ориентироваться на проверенную информацию, а не на чьи-то прогнозы", — говорит Станислав Баканов, генеральный директор коммуникационного агентства "Свобода Group".