Рыночная экономика жива: Петербургу пока не грозит обвал ставок аренды в ТРК

Автор фото: Ермохин Сергей
Работа универмага "Гостинный двор" во время локдауна.
Работа универмага "Гостинный двор" во время локдауна.

Несмотря на алармистские прогнозы некоторых аналитиков, большинство участников рынка считают, что серьёзного падения ставок аренды в ТРК и стрит-ретейле не будет.

По мнению экспертов Rusland SP Retail, уже к осени 2022 года ставки аренды на коммерческие помещения в Петербурге могут снизиться на 20-40%.
"Сейчас многие экономические факторы сложились таким образом, что развитие и комфортная работа большинства арендаторов на прежних условиях станет невозможна", — уверен Денис Неробеев, старший консультант Rusland SP Retail.
По его словам, накопленная инфляция и снижение доходов населения приведут к падению спроса на большинство товаров и услуг не первой необходимости.
"При этом новых игроков на рынке не появляется уже несколько лет, а многие старые близки к полному захвату рынка. Также можно отметить, что растёт себестоимость продукции большинства игроков из-за сильной зависимости от импортной составляющей и общего роста цен товаров в РФ. В результате, по нашим прогнозам, к сентябрю снижение ставок на рынке может достигнуть в среднем 20-40%", — уверен он.
Большинство опрошенных "ДП" экспертов не согласны с подобным прогнозом. Так, по мнению Валерия Трушина, партнёра, руководителя отдела исследований и консалтинга IPG.Estate, если собственнику предложат снизить ставку на 40% на неопределённый срок, то, скорее всего, он расторгнет контракт и пойдёт искать новых арендаторов, которые будут способны платить.
"Пока у нас рыночная экономика, ставка регулируется балансом спроса и предложения. В течение года этот баланс не может уйти вниз настолько. Вероятны единичные случаи снижения ставок на существенные величины и на определённый срок. В целом по рынку ставки пойдут вслед за ростом вакансии, которая будет расти, и собственники свободных помещений, устав ждать, начнут двигать ставку вниз. Таким образом, ставки снизятся в диапазоне 10-15% в среднем по рынку в самом негативном сценарии. Коррекция будет, но она не будет такой мощной", — убеждён Валерий Трушин.
"Пока рано говорить про значительные и долгосрочные снижения ставок. Арендодатели действуют очень аккуратно, опираясь на реальные показатели по трафику и оборотам арендаторов, всё решается в индивидуальном порядке", — рассказывает Анна Лапченко, руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg.
Того же мнения придерживаются и в "Коллиерз Интернешнл". "Снижения спроса на ликвидные помещения не видим", — заявили представители компании.
Скорее всего, арендные ставки, как и в период пандемии, будут снижаться не по всему рынку, а в зависимости от района и города. Арендодатели будут смотреть, как развиваются события.
Участники рынка ждут и решения крупных международных брендов, которые заявили о приостановке деятельности в России, — в конце мая они планируют определиться со своей официальной позицией: уходят они или продолжают работу в каком-то формате, например через доверительное управление или продажу части бизнеса российским партнёрам.
"Если они остаются, их ниша на рынке будет также занята, а если они уйдут, то российские компании будут наращивать производства и появятся те, кто захочет занять нишу, которую ранее занять было невозможно, например модного масс-маркета и мебельных магазинов", — говорит Анна Лапченко.
Кроме того, качественные помещения для общепита, для продуктового ретейла всегда были и остаются дефицитными, даже в пандемию реально качественный стрит в этих сегментах не пустел: как только появлялось классное помещение, скажем, для общепита — его забирали, потому что это дефицитное предложение.
"По этой причине и сейчас за качественные помещения будут держаться и ставки на них не подвергнутся серьёзной коррекции", — полагают эксперты.
Как говорят участники рынка, в периоды кризисов и нестабильности надо очень аккуратно относиться к алармистским прогнозам.
"Надо понимать, что такими заявлениями компании решают свои задачи — повысить узнаваемость, привлечь новых арендаторов или надавить на арендодателей, чтобы снизить ставки. Поэтому любое решение надо принимать взвешенно и ориентироваться на проверенную информацию, а не на чьи-то прогнозы", — говорит Станислав Баканов, генеральный директор коммуникационного агентства "Свобода Group".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.