В новом сезоне навигации иностранные туристы не прибудут в Петербург по воде. Но пока нет причин переживать за грузопоток по Волго–Балту.
В ночь с 9 на 10 апреля в Санкт–Петербурге стартовал сезон разводки мостов. Скоро должна начаться полномасштабная навигация по основной трассе Волго–Балтийского водного пути. И пока нет оснований считать, что глобальное перестроение логистических цепочек внутри страны кардинально повлияет на транспортировку по Волго–Балту.
По данным ФБУ "Администрация “Волго–Балт”", за 2021 год по одному из главных речных маршрутов страны было переправлено 16,69 млн тонн грузов, более половины — строительные материалы. На фоне экономического кризиса можно ожидать замедления или даже остановки реализации масштабных проектов, но статистика РЖД пока не демонстрирует явного снижения погрузок строительных материалов на железнодорожном направлении, поэтому о резком падении грузопотока из–за заморозки строек пока говорить рано.
С другой стороны, стрессовая ситуация в экономике и необходимость мобилизации ресурсов могут поставить под удар темпы необходимой модернизации инфраструктуры Волго–Балтийского пути. Недостаток средств негативно отразится на состоянии гидротехнических сооружений каналов. Но руководитель отдела аналитики ИАА "ПортНьюс" Виталий Чернов отмечает, что пока об изменении планов вложений в инфраструктуру ничего не объявлялось.
"Если же говорить о финансировании капитальных объектов, то до завершения строительства Багаевского и Городецкого гидроузлов производить работы на Нижне–Свирском узле всё равно не имеет смысла и не планировалось", — объясняет эксперт.
Нынешний сезон навигации не привлечёт иностранных туристов. В 2022 году в Петербург собирались зайти 11 иностранных круизных компаний — 24 лайнера должны были совершить более 120 путешествий. После 24 февраля все круизные линии отменили заходы в Северную столицу.
Директор по развитию компании "Мостурфлот" Светлана Гончарова соглашается с тем, что в этом году количество туристов с международных круизов в Петербурге будет нулевым. Пострадает и внутрироссийское направление. "Мы занимаемся речными круизами, но въездной поток занимал у нас львиную долю. Перевозка иностранных туристов — 70% нашего объёма", — сетует Светлана Гончарова.
По её словам, для внутрироссийских круизов Петербург всё равно остаётся главным направлением, хоть в последнее время его и начинает теснить Казань. Но российские туристы пока не восполняют пробел от отсутствия иностранных гостей в коронавирусные сезоны.
"В прошлом году наш поток внутренних туристов не восполнил потерю въездного туризма, но в нынешнем помогает государственная программа кешбэка. Для нас важно, чтобы не было повышения цены на топливо, на продукты питания, потому что это составляет существенную часть себестоимости круиза", — добавляет Светлана Гончарова.