Строительство железнодорожных объектов Северного широтного хода (СШХ) должно быть начато уже в 2022 году.
Президент России Владимир Путин на совещании по вопросам развития Арктической зоны РФ в среду, 13 апреля, подчеркнул, что это — "прямое поручение".
"Активная стройка на объектах этой магистрали должна начаться уже в текущем году. Я обращаю внимание правительства, РЖД, "Газпрома", других компаний, задействованных в проекте, это — прямое поручение, прошу вас так к этому и относиться", — сказал Путин (цитата по ТАСС).
Президент подчеркнул важность развития транспортных коридоров, в том числе железнодорожной магистрали Северный широтный ход, для перенаправления внутренних и экспортных потоков российских энергоресурсов.
В середине марта "Коммерсант" со ссылкой на собственные источники написал о том, что проект железнодорожной магистрали в Арктике, способной пропускать 23,9 млн тонн грузов в год, в правительстве РФ решили поставить на паузу "с учётом высоких рисков привлечения финансовых ресурсов, необходимых для начала реализации проекта в сложившихся макроэкономических условиях". Речь шла о дефиците финансирования в объёме более 300 млрд рублей.
Железнодорожной магистралью протяжённостью 707 км под названием Северный широтный ход намерены соединить полуостров Ямал с Уралом и Северо-Западом России. Предполагается, что СШХ обеспечит связь транспортной системы России через порт Сабетта с Северным морским путём. Железная дорога предназначена для освоения природных запасов Ямало-Ненецкого автономного округа, где хранится более 20% мировых запасов газа.
Общая стоимость "Северного широтного хода" оценивалась в 292,3 млрд рублей, часть проекта должна реализовываться по концессии. Концессионное соглашение по созданию СШХ было подписано в октябре 2018 года. Концессионная компания (ООО "СШХ") пока закреплена за ОАО "РЖД", писал "Деловой Петербург".