Евросоюз (ЕС) предупредил входящие в ЕС государства о том, что требование президента РФ Владимира Путина об оплате российского газа в рублях нарушит антироссийские санкции ЕС, введённые после военной спецоперации РФ на Украине.
По мнении Еврокомиссии ЕС, указ Путина создаёт новую правовую ситуацию, при которой российское государство через Центробанк РФ получает полный контроль над тем, когда сделка по газу будет завершена и в какой момент покупатель освобождается от обязательств, пишет в четверг, 14 апреля, агентство Bloomberg со ссылкой на источник.
Источник издания полагает, что Россия получает контроль над обменным курсом, "которым Москва может манипулировать в своих интересах".
В конечном счёте решение о том, как платить за поставки, будет лежать на компаниях, покупающих газ у России, отмечает издание, и они окажутся "в непростом положении", так как вынуждены соблюдать все действующие ограничительные меры.
Ранее Еврокомиссия неоднократно заявляла о том, что заключённые газовые контракты "прямо предусматривают оплату в евро или долларах", а Евросоюз будет реагировать на любую попытку России обойти санкции.
Президент РФ Владимир Путин 31 марта подписал указ об оплате российского газа в рублях. Распоряжение касается только поставок природного газа "Газпромом" по трубопроводам в так называемые "недружественные страны", перечень которых был определён правительством РФ 7 марта.
Контрагентам необходимо открыть в Газпромбанке два счёта — валютный и рублёвый. Банк будет продавать валюту для конвертации в рубли за оплату газа на торгах на ММВБ-РТС. В Кремле пояснили, что "оплаты и поставки — это растянутый по времени процесс", первые платежи в рублях должны пойти за апрельский газ, их срок по некоторым контрактам — вторая половина апреля, по другим — май.
Литва с апреля полностью отказалась от поставок российского газа, продолжая только транзит газа через территорию страны в Калининградскую область.
Несмотря на ситуацию вокруг Украины и санкции со стороны Запада, Россия может заработать на экспорте нефти и газа в 2022 году $321 млрд, что примерно на 35% превышает показатели 2021 года, ранее отмечало Bloomberg.