Ноготочки подождут: салоны красоты и фитнес–клубы теряют клиентов

Автор фото: Сергей Ермохин

За последние 2 месяца в Петербурге произошёл существенный спад спроса на различные виды услуг. Страдают салоны красоты и фитнес–клубы.

В Петербурге начинает падать спрос на различные виды услуг. В условиях экономической турбулентности жители Северной столицы пересматривают свои потребительские привычки. Если у FMCG–ретейла с объёмами продаж сложностей пока нет, так как покупатели запасаются продуктами длительного хранения, то у сферы услуг возникают сложности сразу по нескольким направлениям.
По данным Петростата, объём платных услуг в феврале этого года увеличился незначительно — всего на 2% по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году. Но если посмотреть внимательнее по остальным направлениям, то роста и вовсе не наблюдается. В январе–феврале 2022 года по сравнению с январем–февралём 2021–го примерно на 8% сократился объём оказываемых курьерских, телекоммуникационных услуг и услуг почтовой связи. Почти на 23% упал объём туристических услуг, на 11,6% — физической культуры и спорта.
Некоторые из этих показателей вполне объяснимы (хотя, казалось бы, после пандемии туризму падать дальше было уже некуда), другие требуют комментариев. В целом за последние 2 года рынок услуг претерпел существенные изменения. Это связано с массовым переходом на удалённую работу и действующими слишком долгое время ограничениями.
Управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко отмечает, что услуги, как и все другие отрасли экономики, сильно страдают из–за перенастройки логистики. Возникают сложности с поставками сырья и комплектующих, без которых оказывать те или иные услуги просто невозможно. Например, в сфере здравоохранения. В частности, стоматологические клиники, которые использовали зарубежное сырьё, столкнулись со срывами поставок.
Сами клиенты также сокращают количество заказов до прояснения ситуации. Например, в общепите наблюдается снижение количества посетителей и количества заказов в доставке. Петербуржцы также сокращают свои траты на салоны красоты, службы такси, кино, театры, музеи. Снижение в разных сегментах может составлять от 5 до 30%.
По данным IT–компании "Эвотор", средний чек салонов красоты в городе в марте составил 3019 рублей. За год он вырос на 13%. Но при этом среднее число чеков в петербургских салонах красоты по сравнению с прошлым годом снизилось на 2%. В спа–салонах среднее число чеков уменьшилось на 18%, а выросли они на 4%, до 6435 рублей. В компании отмечают, что рост среднего чека связан с инфляцией, так как количество оказанных услуг осталось неизменным или даже снизилось.
Общественный омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова рассказала, что на сегодняшний день произошло падение спроса на 30% относительно прошлого года. Сейчас бюджет потребителя направлен на приобретение товаров первой необходимости. Услуги оказались в зоне экономии.
"В любой кризис в первую очередь сокращается бюджет на посещение салонов красоты. Мужчины вместо стрижки раз в месяц стригутся раз в 6–7 недель либо переходят в ценовой сегмент пониже. Женщины начинают использовать бытовой краситель. Отказываются от сложных окрашиваний. Стрижки также сокращают: вместо похода раз в месяц идут раз в 3 месяца. И это мы уже видели в момент первого локдауна. То же самое касается маникюра. Причём сейчас тренд на экоманикюр без покрытия", — рассказывает Садыкова.
По мнению эксперта, всё это может привести к закрытию моностудий и моносалонов. Уже сейчас заметно, что сильно страдает сегмент, где были задействованы мигранты — идёт их массовый отъезд на родину. Кроме того, дорожает косметика. Пытаясь взять ситуацию под контроль, салоны ищут альтернативу привычным брендам по доступной цене, чтобы остаться в том же ценовом сегменте и не сильно повышать стоимость услуг.
Падает спрос и на фитнес. По данным Ассоциации операторов фитнес–индустрии (АОФИ), показатели по продажам и выручке в большинстве регионов упали. В "Эвотор" замечают, что в фитнес–центрах Петербурга средний чек увеличился на 13% по сравнению с мартом 2021 года ― до 3462 рублей, а число чеков осталось на прежнем уровне.
По словам директора по качеству фитнес–продукта и развитию франчайзинга X–Fit в России Ирины Троски, в качестве основных причин для отказа от приобретения фитнес–карт и регулярных тренировок в клубах люди указывают неопределённость будущего, сокращение доходов и потерю работы. Такая позиция ярко прослеживается особенно в Москве и Петербурге.
Представитель Ассоциации операторов фитнес–индустрии в Петербурге Наталья Борулько замечает, что в марте спрос несколько увеличился. Но не настолько, как прогнозировали игроки рынка ранее, — лишь на 2% по сравнению с прошлым годом. Так что даже традиционное стремление "подготовиться к лету" в этом году мотивировало немногих. Вероятно, в том числе из–за того, что пляжный сезон под большим вопросом. Наталья Борулько отмечает, что петербуржцы стали покупать абонементы в фитнес–клубы на короткий срок, годовые абонементы теперь не так популярны.
"Впереди майские праздники и летние каникулы, в которые всегда снижается количество покупателей. Поэтому спрос упадёт ещё сильнее, а падение доходов сильно скажется на потоке клиентов", — прогнозирует эксперт.
При этом фитнес–клубы города скоро планируют поднимать цены на абонементы, так как у них значительно выросли расходы: стоимость средств для обработки бассейнов, цены на зарубежное оборудование и тренажёры, комплектующие для них. Практически все тренажёры производятся за границей, только около 15% делают в России. Но в стране совсем нет производства кардиотренажёров. Наталья Борулько считает, что сейчас будет проще выжить не крупным сетям, а студийным форматам, так как у них нет больших закупок и они работают с минимальным количеством оборудования.
Снижение спроса на услуги также отразилось и на рынке труда. Руководитель пресс–службы hh.ru по СЗФО Мария Бузунова замечает, что за последний месяц российским работодателям потребовалось чуть более 51 тыс. новых работников в сфере услуг. Из них на Петербург приходится каждая десятая вакансия. При этом по сравнению с февральскими показателями спрос на работников в сфере услуг как в целом по стране, так и по Петербургу упал. По России падение на 3%, по Петербургу — сразу на 14%. По сравнению с мартовскими показателями 2021 года число вакансий в сфере услуг в Северной столице также сократилось (–1%).
За год петербургские работодатели в целом держат спрос на новых работников в сфере услуг. Но на фоне обострения геополитической ситуации и нестабильности за последний месяц спрос на рабочую силу стал падать. Некоторые компании начали "замораживать" поиск и наём новых работников до лучших времён, предпочитая сосредоточиться на поддержке имеющегося коллектива.