На Малом пр. П.С., 4, сносят старинные бани, в советское время относившиеся к заводу "Навигатор". По документам они моложе, чем по архивным данным.
Завод "Навигатор" был основан в 1925 году (первоначально — как мастерские по производству несгораемых шкафов). Но в его ведение тогда отошли и более ранние корпуса бань Екимовой. В минувшем году участок площадью около одного гектара (со зданиями общей площадью около 18 тыс. м2) перешёл от владевшего им концерна "Алмаз–Антей" к фирме "Пегас", за которой стоял предприниматель Александр Бутов.
Затем учредителем "Пегаса" стала одна из структур группы компаний "Пик". По некоторым данным, на участке планируется построить семиэтажное здание современной архитектуры (жилой комплекс). К слову, в рамках того же проекта планируется застроить зданием поменьше и участок с противоположной стороны Малого пр.
Как сообщается на информационном щите на заборе бывшего "Навигатора", подрядчиком выступает компания "Прайд". Она же, по данным градозащитников, работала на других снесённых в последние недели объектах, таких как манеж Финляндского полка на Среднем пр., опытная станция авиации на территории "Ленэкспо", а также склад–холодильник на ул. Шкапина. "ДП" подробнее останавливался на причинах всех этих сносов в прошлом номере. Градозащитники предполагают, что техника приехала "прямо оттуда", то есть со снесённых недавно объектов (из чего также можно сделать вывод, что у демонтажников пока нет достаточно мощностей, чтобы снести все объекты разом).
Формально существующая застройка относится к 1948 году, но, по данным градозащитников, эти скромно декорированные дома возведены ещё в 1813 и 1826 годах, то есть в пушкинскую эпоху. Есть признаки, которые указывают на то, что в документах могло произойти так называемое омоложение цехов (в советское время они были объединены под одной литерой). Время постройки зданий является сейчас предметом судебных разбирательств в Куйбышевском районном суде (следующее заседание должно состояться 25 апреля). Причём ГУИОН будто бы признал на суде, что здания являются дореволюционными.
Но особенность данного конкретного сноса заключается в том, что отсутствуют судебные обеспечительные меры, которые стали бы весьма надёжной защитой от демонтажа. Так, уже упоминавшийся склад–холодильник на ул. Шкапина прекратили сносить на период действия аналогичных мер, а когда судебная защита была снята, снос возобновился.
Тем не менее общественники считают, что разрушение здания может помешать судопроизводству. Депутат Борис Вишневский отметил, что "в таких судебных процессах нередко встаёт вопрос о судебной экспертизе зданий (физическое исследование). Видимо, именно поэтому их так торопятся уничтожить". В связи с чем парламентарий в конце прошлой недели направил обращение в Госстройнадзор, в котором просил "пресечь готовящийся незаконный снос". Но это его обращение, похоже, не возымело особого эффекта.
На прошлой неделе горожане заметили, что постройки начали обносить строительным забором. После чего в пятницу на участке начались демонтажные работы и во дворе при помощи трёх экскаваторов и специальных демонтажных ножниц сломали часть здания. Градозащитники вместе с местными жителями пытались заблокировать стройку при помощи полиции. На момент подготовки материала им удалось добиться приостановки работ по крайней мере на лицевом корпусе, но сложно представить, что здание долго простоит в таком полуразрушенном состоянии.
Это был также первый случай использования для кооперации против сноса нового телеграм–канала, созданного градозащитниками. Впрочем, так как для демонтажа выбрали рабочее время, людей собралось сравнительно немного.
Активисты считают этот снос незаконным, поскольку без разрешения на строительство подобные работы можно вести только в отсутствие планов по дальнейшему строительству либо на основании специального уведомления Госстройнадзора. Насколько известно, ни того ни другого ещё нет.
Градозащитники говорят, что готовы доказать наличие планов по дальнейшей застройке участка, так как у них есть заключение КГИОП на проект многоквартирного жилого дома (это предварительная стадия согласования проектной документации).
Стоит отметить, что официально это заключение не публиковалось (по крайней мере на сайте профильного комитета обнаружить его не удалось, хотя обычно подобные документы там выкладываются).
Координатор "Живого города" Дмитрий Литвинов высказал мнение, что у комитета и нет обязанности публиковать такие заключения, сами чиновники во всяком случае пытаются представить ситуацию так, что делают это по доброй воле.
И градозащитники уже замечали, что подобные заключения появляются постфактум. Документ по Малому пр. Литвинов видел (эти бумаги требовались для судебного процесса), и он считает, что цель дальнейшего строительства здесь явно есть. И формально застройщик пока может только установить строительное ограждение, что тот, собственно, уже сделал ранее. И разумеется, он должен поддерживать фасады в приличном состоянии, как того требуют правила благоустройства Петербурга.
Комментарии "Пика" и "Прайда" оперативно получить не удалось (в демонтажной компании говорит автоответчик). Добавим, что ордер на установку временного ограждения действует до ноября 2022 года.