Получив от властей ставший привычным инструмент — субсидированные кредиты, застройщики приступили к битве за покупателя.
Два последних "жирных" года в сегменте новостроек девелоперы были избавлены от необходимости бороться за клиента. Финансирование строительства зависело от банков, а покупатель бегал по рынку, чтобы приобрести квартиру под низкую ставку, пока жильё ещё больше не подорожало.
Сейчас ситуация обратная: субсидированные ставки (до уровня 12% годовых) делают ипотеку для покупателей уже не суперстрашной, а девелоперы заинтересованы продать как можно больше квартир, чтобы снизить ставку по проектному кредитованию. В итоге в ход идут маркетинг и PR — вернулись скидки, рассрочки, дополнительные субсидии к ипотеке.
Как говорят участники рынка, битва за покупателя сейчас напряжённее, чем когда бы то ни было, причём во всех сегментах.
Заградительные меры уже не нужны
В рекламе действительно начинают появляться различные маркетинговые стимулирующие условия — специальные ценовые предложения, скидки и прочее. Однако, если присмотреться, в большинстве случаев это так называемая скидка от наценки.
В начале марта большая часть застройщиков, реализующих привлекательные проекты в городе, искусственно подняла цены, причём значительно. Это было профилактической и даже заградительной мерой в период неопределённости, когда никто не понимал, что будет происходить с экономикой дальше, какие условия и меры поддержки появятся. Теперь ситуация "откатывается" на рыночные позиции, что нашло отражение в рекламных посылах.
Привлекать клиентов действительно стало сложнее, рассказывают участники рынка. "В первую очередь это связано с очевидными факторами — падением доходов населения и увеличением ставок по ипотеке. Есть и специфически маркетинговые факторы. Эффект прямой рекламы сейчас заметно снизился. Это связано не в последнюю очередь с недоступностью целого ряда маркетинговых инструментов. Больше нет рекламы в иностранных соцсетях и поисковиках", — рассказывает Екатерина Аргунова, директор агентства "Запстрой. Недвижимость" (входит в ГК "Запстрой").
"В связи с ограничением работы ряда интернет–площадок мы пересматриваем распределение рекламных бюджетов, ищем альтернативные рекламные каналы", — говорит Максим Зорин, директор по продажам компании "Самолёт–Страна".
Проблема только в том, что все рекламодатели, которые ранее пользовались этими инструментами, переключаются на "Яндекс" и "ВКонтакте". "В результате трафик там так перегрет, что привлечение клиентов с помощью этих инструментов стало дороже в разы. Генерировать спрос по–прежнему можно, но эта генерация стала слишком дорогой, что не всегда оправданно", — отмечает Екатерина Аргунова.
В ГК "ПСК" используют не только прямой маркетинг. "Например, описать всю добавленную ценность предложения через рекламу практически невозможно. Для этого есть инструменты PR. К наращиванию объёма информации в СМИ и профильных ресурсах добавились десятки направлений — от соцсетей, эфиров и подкастов до клубных мероприятий для покупателей. Можно сказать, работают все инструменты, если они отвечают цепочке касания информации с покупателем: от наружной и рекламы на радио как первое информирование до телеграм–каналов для ежедневного присутствия в инфополе покупателя", — рассказали в ПСК.
Репутация, надёжность и качество
Эксперты, впрочем, полагают, что сейчас рынок находится в ситуации, когда привычные маркетинговые инструменты перестают действовать на клиента. Сегодня его привлекают не яркие лозунги, необычная концепция проекта или солидные скидки, а уверенность в завтрашнем дне.
"Покупателям важны гарантии, что объект будет достроен вовремя и качественно, что застройщик выполнит все обязательства. Поэтому опять на первый план при принятии решения о покупке выходят репутация, надёжность и качество проекта", — говорит Виталий Коробов, генеральный директор Element development.
"Теперь в приоритете у девелоперов должно быть выполнение уже взятых обязательств и обеспечение клиентам максимально комфортных и выгодных условий покупки через партнёрство с банками, агентствами и другими смежными службами. Громкие обещания, не подкреплённые действиями, уже не работают", — соглашается Ася Левнева, директор департамента по маркетингу и продажам ЗАО "Балтийская жемчужина".
Как полагает Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы "ЦДС", изменения на рынке выразятся в усилении конкуренции, росте технологичности, влиянии автоматизации и IT на эффективность бизнеса. "Спад и подъём станут характеристикой конкретной компании, а не отрасли в целом", — считает он.
С ним согласен Андрей Вересов, исполнительный директор группы "Аквилон". "В 2022 году на фоне усиления конкуренции рынок продолжит трансформироваться в сторону покупателя, что, безусловно, положительно скажется на развитии продукта. Продуманность жилой среды, востребованные опции комфорта и сервиса, качество и дополнительные выгоды для клиента — то, на чём сосредоточатся девелоперы", — уверен он.
А вот по мнению Надежды Калашниковой, директора по развитию "Л1", ситуация на рынке всё–таки пока в пользу продавца, поскольку во все кризисные времена россияне традиционно ориентируются на инвестиции в недвижимость. "Тем более что иные варианты вложений стали гораздо более рискованными или практически недоступны. Поэтому особой битвы за покупателя пока не наблюдается. Но, конечно, стоит иметь в виду, что платёжеспособность падает. Поэтому маркетинговые инструменты важны и сейчас", — добавляет она.
“
Вообще застройщикам сейчас выгоднее взять паузу и подождать стабилизации ситуации. А она ещё далека от нормальной и понятной — той, когда можно заниматься формированием ценообразования и планированием продаж. Всё, что происходит сейчас, — это сиюминутные реакции "здесь и сейчас", в основном со стороны тех компаний, которые по условиям финансирования плотно завязаны на объёмы продаж. Говорить сейчас о каких–то трендах бессмысленно.
Всеволод Глазунов
директор по маркетингу группы "Легенда"
“
Эффективность бизнес–стратегии зависит от продаж — как 2 года назад, так и сейчас. Кардинально различается не подход к продажам, а условия, в которых оказался рынок. На протяжении 2 лет мы наблюдали беспрецедентный рост стоимости стройматериалов и себестоимости строительства. Поэтому сейчас рынок старается сформировать предложение, подходящее, с одной стороны, по цене покупателю и, с другой, не уводящее бизнес в минус с учётом себестоимости.
Ольга Трошева
руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость"
“
Как все застройщики, мы ощутили некоторое снижение спроса. Однако для нас оно не стало кардинальным: необходимости устраивать какие–либо распродажи или акции не видим. Сейчас, несмотря ни на что, именно тот период, когда люди готовы платить больше за продукт, который их устраивает: за выдающуюся архитектуру, качественный дом, продуманные детали.
Михаил Гущин
заместитель вице–президента группы RBI
“
Сейчас драйвером роста конечных цен на рынке является себестоимость строительства. Девелоперы не могут опустить цены без риска исполнения обязательств перед клиентами. Сегодня наблюдаем относительную стабилизацию цен на рынке строительных материалов. Надолго ли она, пока неясно.
Ольга Ульянова
директор по маркетингу компании "Полис Групп"
“
Субсидируемые ставки, акции — не про элитный сегмент. Но в индивидуальном порядке мы предоставляем рассрочки. Практика показывает: лучше согласовать рассрочку клиенту лично, нежели предоставлять всем на одинаковых условиях. Сейчас наш приоритет — выдержать все маркетинговые обещания, сохранить все те опции и материалы, которые задумывались в проекте концептуально.
Ирина Веселова
бренд–директор ГК "Еврострой"