Малый бизнес столкнулся с теми же проблемами, что и большой. Но ни резервов, ни запасных аэродромов, как у большого, у него нет.
Как рассказала "ДП" владелец и руководитель компании по производству детского текстиля Bebe Liron Екатерина Семёнова, в её сегменте в России очень мало производств полного цикла. Сейчас небольшие производители текстиля собираются в коалиции, заказывают сырьё сообща, чтобы выходило дешевле, обмениваются информацией, где и что можно купить максимально выгодно. По мнению предпринимательницы, сейчас все будут стремиться к тому, чтобы делать более автономные производства.
Мусора хватает
В качестве примера Екатерина привела ситуацию с наполнителем для подушек из переработанного пластика. Раньше сырьё закупали в Китае, так как это было проще, чем открывать такое производство в России. Но если летом оптовая цена за килограмм высококачественного наполнителя составляла 100 рублей, то сейчас уже достигла 250.
"Наладить аналогичное производство в России можно, — говорит Екатерина Семёнова. — Нужно развивать раздельный сбор мусора, чтобы получать доступный пластик. Оборудование для его переработки производится в Белоруссии. Оно не высокотехнологичное и вполне доступное. Миллион на станок, аренда гаража — и у вас уже есть готовое производство товара, востребованного на рынке текстильной промышленности".
У врагов можно
Также Екатерина отметила, что текстильщикам облегчило жизнь принятое в начале марта постановление федерального правительства об обнулении размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю из "недружественных стран". Согласно которому размер выплаты составит 0% фактической выручки от производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг.
"Мы теперь совершенно спокойно можем шить диснеевских персонажей, не платя какие–то колоссальные роялти. А наши патенты, которые действуют на территории РФ, наоборот, стали иметь вес. Мои модели часто подделывали, а все они запатентованы. И теперь, имея на руках эти бумаги, достаточно досудебной претензии, чтобы пресечь такие ситуации: производители стали понимать, что это грозит им реальными штрафами и исками. Ещё несколько лет назад это было мифом, а сейчас стало реальным, даёт конкуренцию на рынке", — объяснила Екатерина.
Простые рецепты
Более мелкий бизнес, связанный в той или иной мере с производством, тоже старается адаптироваться под новые условия. Как рассказала "ДП" частный кондитер — индивидуальный предприниматель Наталья Ризова, в её сегменте рынка цены стараются не повышать, несмотря на значительное удорожание сырья. Удерживать цену позволяет упрощение рецептуры без потери в качестве конечного продукта.
"Покупая торт на заказ, клиент платит в первую очередь за труд, а уже во вторую — за продукты. А чем проще начинка, тем меньше труда. Сделать торт одного и того же размера с одной начинкой менее трудозатратно, чем с тремя. Плюс ещё с начала пандемии я переключилась на небольшие торты. В пересчёте на вес они стоят дороже, но клиент получает полноценный торт, которого достаточно, но за меньшие деньги, чем, допустим, обычный бисквитный весом 2 кг, — объясняет кондитер. — Ещё я покупаю сырьё у поставщиков, а не в розничных магазинах. Это также даёт мне более низкую себестоимость. Но только по сравнению с домашними кондитерами — любой цех имеет ещё более низкие закупочные цены".
Растерялись
Предприниматели из сферы услуг адаптировались к новым правилам игры тоже не сразу. Как рассказал "ДП" владелец барбершопа GRAF Дмитрий Грачёв, в первые 2 недели после начала кризиса у них была ощутимая просадка посещаемости — около 20–25% от средних показателей.
В общении с клиентами выяснилось, что это связано с резкими изменениями практически во всех сферах жизни, — люди растерялись настолько, что даже бытовые потребности в стрижке решили отложить.
Спустя 2 недели поток клиентов стал приходить в норму, но тут начались уже экономические проблемы — подорожание абсолютно всего: расходных материалов, косметики, техники.
"Самым первым нашим решением было закупиться впрок у всех действующих поставщиков, таким образом выиграть для себя время, если они начнут уходить с рынка и придётся искать новых контрагентов и новую продукцию. После того как мы стали уверены, что сохранили возможность работать на прежнем уровне качества, решили заняться реорганизацией маркетинга", — рассказал Дмитрий Грачёв.
Предприниматель нашёл CRM–систему, которая предоставляет чат–боты в нескольких мессенджерах и позволяет эффективно настраивать программу лояльности.
"О конкретных результатах нашей бонусной программы говорить пока рано, так как она действует только месяц. Но промежуточные уже радуют: у нас возросло количество отзывов на картах, клиентам нравится получать скидки — особенно когда всё вокруг дорожает, благодаря подключению чат–ботов мы сэкономили на рассылках информационных сообщений", — подвёл предварительные итоги Дмитрий.
В телевизор
Сказался кризис и на доходах специалистов, занимающихся образовательными программами. Как рассказала "ДП" арт–блогер, ведущая онлайн–курсов в сфере культуры и искусства Анастасия Коновалова, многие её слушатели потеряли работу, другие находятся в стрессе и вовлечены во что угодно, кроме образования. Появились более насущные задачи. Количество клиентов из–за этого уменьшилось примерно на треть. Ещё треть ушла из–за невозможности провести оплату. Постоянные ученики из Армении, Казахстана, Азербайджана, Франции, США, Англии, Германии просто не могут оплатить занятия с иностранных карт и счетов.
"Но сейчас стали чаще приглашать на телевидение, и это ещё один новый для меня источник аудитории, особенно на фоне блокировки Instagram (принадлежит организации, признанной в России экстремистской. — Ред.), — говорит Анастасия Коновалова. — Наверняка придётся задуматься и о платной рекламе, которую я не делала раньше, сделать ставку на продвижение сайта и одновременную работу сразу на нескольких платформах. В итоге трудозатраты, время и расходы растут непропорционально доходу. Но благое дело, я верю, не может быть провальным. Культура, история и искусство как никогда могут помочь обрести душевную опору и подарить силы и вдохновение. На том и стоим".
Помочь себе и людям
Свои коррективы нынешняя ситуация внесла и в работу специалистов в области психологии. По словам практического психолога, бизнес–тренера Галины Гусевой, если раньше было много запросов на тему межличностных отношений, сегодня это больше работа с эмоциями: агрессией, раздражением, паническими атаками, страхом, тревогой.
"Учитывая, что многие представители моей профессии — люди, представляющие ИП или самозанятую сферу, конечно, они гибко подходят к цене, но одного тренда на всех нет: кто–то повышает цены, кто–то оставляет как есть, кто–то дифференцирует. В последнее время, ещё до февральских событий, получил развитие формат пакетной услуги, когда клиент оплачивает сразу несколько встреч. Сейчас таких предложений становится больше".