Проект Западного скоростного диаметра, который только начал окупаться в прошлом году, вновь ушёл в минус и требует доплат от города. Кроме сезонного спада свою роль, видимо, сыграли санкции.
В I квартале 2022 года выручка Западного скоростного диаметра (ЗСД) не достигла уровня так называемого "сверхдохода", сообщили "Деловому Петербургу" в АО "ЗСД" — городской компании, участвующей в проекте ГЧП со стороны Петербурга.
Выручку от эксплуатации ЗСД собирает ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС). Компания на 49% принадлежит структурам ВТБ, на 24,99% — катарскому фонду Qatar Investment Authority, около 22% контролирует ООО "Дефенсум-Инвест" (конечный собственник — Сергей Мамедов), остальное записано на кипрский офшор Blognot limited. Согласно соглашению о ГЧП, если выручка не достигает так называемого "гарантированного уровня", то недостающую сумму город в лице АО "ЗСД" доплачивает МСС. Для этого АО взяло кредит в Евразийском банке развития на 6 млрд рублей. Если же МСС собирает больше денег, то "сверхдоход" идёт на погашение данного кредита. Условия соглашения о ГЧП конфиденциальны, но считается, что гарантированный уровень составляет 9,6 млрд рублей в год.
Впервые этот уровень был достигнут во II квартале 2021 года. Он сохранился и в III-IV кварталах, сообщили "ДП" в АО "ЗСД". Судя по всему, превышение оказалось небольшим, так как, согласно отчётности АО, по итогам 2021 года компания погасила кредит лишь на 30,9 млн рублей.
"В I квартале 2022 года зафиксировано более 22,5 млн транзакций, для сравнения: в I квартале 2021 года показатель транспортного потока составил около 20 млн 900 тыс. транзакций", — рассказали "ДП" в МСС. Однако во II-IV кварталах среднее число транзакций составляло уже 28 млн. Таким образом, можно говорить о заметном спаде трафика к предыдущему году.
В АО "ЗСД" говорят, что I квартал традиционно самый "слабый" по трафику на ЗСД. Но источник, знакомый с ситуацией, указывает и на то, что после введения санкций на скоростной трассе стало существенно меньше грузовиков. А, по мнению председателя Автоклуба "А24" Дениса Шубина, свою роль сыграло и повышение тарифов на проезд по ЗСД на фоне кризиса. "Люди прижали кошельки и стали ездить меньше или не ездить вообще", — говорит он.
Тем не менее в АО "ЗСД" настроены оптимистично. "По итогам 2022 года ожидается формирование сверхдохода", — заявили в компании. Финансовый аналитик, автор стратегий автоследования в "Финаме" Дмитрий Марков считает, что на возврат к прибыльности ЗСД потребуется некоторое время. "Я думаю, что, скорее всего, II квартал будет тоже не очень удачный, на уровне первого, — говорит он. — А со второго полугодия они выйдут на эту сверхприбыль, потому что логистика будет перестраиваться на южное и восточное направления. В Петербург будут поступать грузы уже больше не из Европы, а из Китая, Индии и т. д. Но всё равно все перевозчики будут использовать дорожную инфраструктуру, поэтому трафик восстановится".
До восстановления трафика участники ГЧП, вероятно, воздержатся от дальнейшего повышения тарифов, считает Дмитрий Марков.
Кроме текущих выплат "гарантированного дохода" МСС АО "ЗСД" платит по купонам облигаций, выпущенных на 20 лет в 2011-2012 годах для строительства трассы. Это около 2,5 млрд рублей в год. Соответствующие средства выделяет город через механизм допэмиссии акций АО. Кроме того, на АО "ЗСД" записана долгосрочная кредиторская задолженность перед МСС на сумму 44 млрд рублей. Она также связана со строительством трассы. Механизм её погашения не раскрывается.