Уход с российского рынка американской компании Corteva Agriscience (бренд Pioneer) может спровоцировать проблемы в сельском хозяйстве. Эксперты уже предупреждают о дефиците семян отдельных культур.
Как сообщила "Деловому Петербургу" заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты (МТПП) по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор "Petrova 5 Consulting" Марина Петрова, если с семенами зерновых отечественной селекции уровень самообеспечения превышает 75%, то по подсолнечнику импортозависимость остаётся высокой и составляет порядка 70%, по кукурузе — более 50%. Альтернативой могут служить остатки семян у поставщиков, сорта и гибриды российского производства.
"Отечественные семена часто имеют более низкие характеристики, нежели сорта зарубежной селекции. Но в России есть научная база и достойные отечественные разработки пшеницы, овса, риса и гречихи", — говорит Петрова. По её мнению, отечественной селекции и семеноводству необходима структурная трансформация и господдержка. За последнее десятилетие в стране значительно возросла доля зарубежных семян. Это связано прежде всего с их более высокими показателями урожайности. К тому же, крупнейшие игроки предлагали пакетные решения: семена, агрохимия и управление через цифровые платформы. Поэтому часто сторонние разработки могут быть несовместимы с уже имеющимися.
Corteva Agriscience известен как производитель семян люцерны, рапса, кукурузы, хлопка, риса, сорго, сои, подсолнечника и пшеницы, а также средств защиты растений (в том числе гербицидов, фунгицидов и инсектицидов). По информации комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, у региона нет зависимости от семян именно компании Corteva Agriscience. В пресс-службе комитета, однако, уточнили, что рапс, который выращивается в области, действительно выращивается из импортных семян. Но семена кукурузы и пшеницы — отечественные, при этом пшеница — собственного производства Ленобласти.
В ЗАО Племенной завод "ПРИНЕВСКОЕ" (выращивают, в том числе, рапс) сообщили, что к посевной кампании 2022 года успели закупить весь семенной материал. "В случае отсутствия возможности поставок зарубежных гибридов семян рапса, у нас есть отечественный аналог “Оредеж 6”, которым на данный момент мы можем закрыть потребность не только своего хозяйства, но и области", — утверждает заместитель генерального директора по коммерческим вопросам Александр Перетятько.
По мнению экспертов Агрофизического института (АФИ), потенциал, чтобы заместить импортные кукурузу и рапс у России есть. Это можно сказать и о пшенице, которую в достаточно больших объёмах поставляет Крым. При этом на рынке лимитированы семена для защищённого грунта (томаты, огурцы, зелень). Главный научный сотрудник лаборатории биофизики растений АФИ, профессор Михаил Архипов напоминает, что ещё в 2016 году был издан указ, постановляющий наладить производство оригинальных и элитных семян сельхоз растений, по направлениям отечественного растениеводства, имеющим высокую степень зависимости от семян иностранного производства. По мнению Михаила Архипова, этот закон до сих пор не выполняется на должном уровне.
"Владельцами 75% агрохолдингов, которые производят зерно, являются иностранные компании. Иностранные семенные компании тоже продолжают активно входить на российский рынок. Однако и отечественные семеноводы в состоянии решать вопрос по обеспечению зерносеющих районов отечественными семенами пшеницы. Необходимые агроресурсы, чтобы производить свои семена, имеются", — отмечает эксперт.
В конце 2021 года президент Владимир Путин заявил, что в течение десятилетия страна сможет обеспечивать аграриев отечественными семенами не менее чем на 75%. Михаил Архипов считает, что это является реальной перспективой для семенного рынка большинства сельхозкультур. Марина Петрова указывает, что многим семеноводческим предприятиям требуется улучшить состояние материально-технической базы и повысить оснащённость технологиями. Ещё одна проблема, которая тормозит развитие отрасли — кадровый дефицит.