Дачная мода переменчива, как и любая другая, но движется в общем с ней тренде. Сейчас у садоводов и огородников популярно лаконичное и дешёвое.
У садоводов и огородников тоже есть свои модные тренды. Времена как дачных домов 2000–х годов в стиле "дорого–богато", так и сараюшек 1990–х, украшенных всем, что только попалось под руку, ушли в прошлое. Как и садовые гномики, пластиковые заборчики для грядок и украшения, сделанные из пустых пивных "полторашек". Сейчас в повестке дня лаконичное — и типовое.
Стиль не от хорошей жизни
По словам сотрудника компании "Терраса Люкс" и по совместительству искусствоведа Александра Семёнова, необычное или вычурное теперь не в моде — люди, наоборот, обращают внимание на стандартные, общенормативные вещи. В архитектуре дачных домов стал сильнее наблюдаться неомодернизм — больше "коробочного" и спокойного в сравнении с причудливыми проектами 2000–х годов.
Как объяснил преподаватель Международной школы дизайна "IDS–Петербург" архитектор–дизайнер Артём Степанов, эта тенденция связана с двумя моментами. Во–первых, вкусы усреднённого потребителя за последнее десятилетие эволюционировали и сам он начал немного разбираться в дизайне. Дизайн же, в свою очередь, ввиду высокой конкуренции на рынке стал более доступен.
Второй момент: развитие рынка типового проектирования и строительства дачных домов, участники которого подстраиваются под запросы потребителей. По словам эксперта, есть ряд ресурсов, где продаются готовые проекты, их стоимость колеблется от 40 тыс. до 80 тыс. рублей — люди уже не готовы платить за индивидуальное проектирование. Некоторые даже просто скачивают планы дома и отдают небольшим застройщикам эти примитивные чертежи, по которым они и возводят дома. Есть и компании, которые делают всё под ключ.
"И, разумеется, люди сейчас на всём экономят. В Ленобласти широко распространено модульное домостроение. Раньше это было достаточно доступно, но только с начала пандемии по настоящий момент стоимость строительства выросла до 100%. И мы не знаем, чем закончится строительный сезон этого лета. Домики 5 на 5 метров, которые раньше можно было построить за 300 тыс. рублей, уже сейчас обойдутся минимум в 600 тыс.", — констатировал Артём Степанов.
Маркетплейсы решают
Та же тенденция к стандартизации коснулась садовой мебели и украшения приусадебных участков. По словам Александра Семёнова, сегодня производители очень редко экспериментируют с формой диванов и кресел и предпочитают проверенную классику — обтекаемые линии, плетение. Из цветов популярностью у покупателей также пользуются спокойные оттенки — светло–бежевый либо "горький шоколад".
Без украшательств
Как рассказала "ДП" садовод с многолетним стажем Елена Клочева, тренд на минимализм связан с предложением на рынке и возросшей доступностью готовых изделий и материалов. Садовод вспомнила, как в 1990–е годы они с соседями придумывали различные "украшательства". К примеру, один из соседей по СНТ водрузил у входа на свой участок внушительных размеров фигуры сказочных существ, сделанные из кусков брёвен, а в качестве головных уборов использовал старые тазы. Тогда все ходили смотреть на этот "арт" как на диковинку, но уже в начале 2000–х годов новые хозяева участка сразу же убрали чудищ куда подальше.
"Сейчас любые украшения для участка можно совсем недорого заказать на AliExpress или Joom. Конечно, и там есть откровенно безвкусные керамические фигуры, но есть и простые, стильные вещи, — отмечает Елена Клочева. — Популярностью пользуются, например, светильники на солнечных батареях самых разных форм, которые можно заказать и за пару сотен рублей. Это уже не только простые пластмассовые фонарики, какие всегда можно было купить в магазине, но и, например, необычные гирлянды, которые красиво переливаются среди зелени".
Популярность маркетплейсов, возросшая в момент пандемии коронавируса, в свою очередь, даёт возможность небольшим производителям увеличить рынок сбыта. Комиссия таких площадок составляет в среднем от 5 до 15%, плюс у них максимально простая логистика.
Грядки в TikTok
Но кое–что, по словам садоводов, они делают и своими руками. А вдохновение ищут в соцсетях, в частности в TikTok. Как рассказала Елена Клочева, они с соседкой подписаны на несколько тематических аккаунтов, в которых можно увидеть интересные и простые идеи по украшению сада. Впрочем, огородники и сами готовы делиться своими придумками.
Как рассказала "ДП" создатель и директор маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская, популярность TikTok в "садово–огородном" сегменте связана с тем, что ещё в самом начале работы этой соцсети в России она полюбилась не только молодёжи, как принято считать, но и публике из регионов, и людям старшего возраста. В какой–то мере она даже заняла нишу YouTube с его обучающими роликами. А если человек представляет, как снять короткое видео с полезным советом и качественно его смонтировать, он сможет найти своего зрителя.
Поскольку политикой TikTok российским пользователям сейчас запрещено публиковать там контент, альтернативой ему может стать "ВКонтакте", где есть похожие опции. Особенно это стало актуальным после того, как туда ушла значительная часть аудитории западных соцсетей.
Что касается монетизации таких видео — "сначала необходимо “вырастить” определённое количество аудитории, после чего сотрудничество может показаться интересным тематическим брендам, для которых можно делать обзоры их товаров, — рассуждает Теххи Полонская. — Это долгий путь, в него нужно инвестировать много усилий. Мне кажется, что такой тип блогинга — он больше для удовольствия. Наличие благодарной аудитории эмоционально подпитывает, таким образом можно найти новых друзей, привлечь молодое поколение к садоводству — внуку может быть интересно снять видео, как бабушка копает грядку, и помочь ей смонтировать его и выложить в Сеть".