Откуда в городе берётся пыль. И можно ли уменьшить её количество.
Что такое пыль? Академически пылью считаются твёрдые частицы, имеющие минеральный или органический генезис, размером не более 0,05 мм. То, что имеет более крупные размеры, с точки зрения физики считается песком, но по сути тоже является пылью.
Чем она вредна? Регулярное вдыхание пыли вызывает в первую очередь болезни дыхательной системы и разного рода аллергии. Мельчайшие частицы, воздействующие на организм, могут также быть источниками головных болей, воспалительных процессов и т. д. Согласно данным ВОЗ, каждая восьмая смерть на планете происходит по причине воздействия пыли. Несмотря на всю условность такого рода статистики и на то, что в Петербурге этот показатель явно меньше усреднённых мировых показателей, она тем не менее демонстрирует тот факт, что проблема достаточно серьёзна и фактически касается каждого.
Химия улиц
Как определить, насколько опасен уровень концентрации пыли? Это вопрос инструментальных измерений, так как наиболее мелкие и опасные частицы собственно пыли фактически невидимы (если, конечно, над городом не висит дымка смога), а бросающиеся в глаза песчаные барханы на автостраде относительно безвредны. Следит за критическими показателями взвешенной пыли Роспотребнадзор как орган, обеспечивающий надзор за санитарно–эпидемиологическим благополучием населения.
Впрочем, отсутствие проблемы лучше информации о ней. Лучше бы пыли вообще не было? Но откуда она берётся? У пыли много источников, и самый очевидный из них — противогололёдные мероприятия, когда песком и гранитной крошкой в сочетании с разными добавками посыпают дороги и дворы нашего города — именно поэтому больше всего пыли именно весной, после таяния снега. Дорожный смёт в Санкт–Петербурге, согласно исследованиям СЗГМУ имени Мечникова, на 80% состоит из песка, а остальное отходы транспортного комплекса — частички резины и асфальта, образующиеся от взаимного трения, тяжёлые металлы и иные химические соединения от эксплуатации автотранспорта. Именно "химия", а не песок представляют для граждан наибольшую опасность.
Однако состав "химии" сильно варьируется в зависимости от локации, при этом статистику формирует множество трудноучитываемых факторов. Если городские службы, занимающиеся содержанием дорог, ведут учёт, сколько противогололёдной смеси использовано за зимний сезон и сколько смёта было вывезено при уборке, то частные территории промышленных зон, различных ТСЖ, офисных центров — это terra incognita. У отвечающего за территорию дворника в кладовке одновременно может быть несколько видов смесей, которые он использует в компонентном и количественном составе на своё усмотрение, "по обстоятельствам", и эти цифры, естественно, нигде не учитываются. Так что все оценки общего объёма и состава пыли в Питере имеют достаточно большую погрешность, и объективно мы можем говорить только о количестве вывезенного самосвалами дорожного смёта. При этом количество насыпанного зимой песка и убранного весной смёта никогда не будет идентичным, во–первых, благодаря "самоустранению" песка в канализацию, водоёмы, газоны и квартиры горожан, а во–вторых, благодаря остальным, менее объёмным, но также значимым источникам пыли.
Пыль, естественно, даёт и земля: почва парков, клумб, газонов, дорожек и детских площадок. Сама почва даёт больше пыли, чем песок, так как образована более мелкой фракцией. Она попадает в город как с прибывающим транспортом, так и со строек. Но если последние в силу ограниченного количества несложно контролировать, требуя обеспечить обязательную мойку колёс, то с ввезёнными из других регионов частицами бороться сложнее.
Менее масштабными по объёму являются выбросы от предприятий, в том числе от ТЭЦ. В отличие от автотранспорта зона влияния указанных объектов более локализована. Основная часть выбросов выпадает на расстоянии в диапазоне, равном высоте трубы источника, умноженной на 10–40. То есть если высота трубы составляет 50 метров, то основная часть пыли (с учётом розы ветров, конечно) осядет на расстоянии 500–2000 метров от неё.
И наконец, отдельно стоит отметить, что источником вредных примесей в воздухе являются почвы на территории промплощадок. Однако масштабное выделение пыли здесь бывает, как правило, только во время затянувшейся рекультивации, так как если загрязнённая почва имеет хороший дёрн или заасфальтирована, вред от этого объекта не больше, чем от прилегающей автотрассы, по которой гуляют ничего не опасающиеся горожане.
Ветру негде подуть
Говоря о проблеме пылевого загрязнения, стоит отметить, что некоторые параметры её воздействия плохо поддаются корректировке. В первую очередь речь идёт об архитектурных особенностях старого города, где сплошная застройка образует "каньоны", в которых пыль поднимается на высоту выше средних показаний по городу. Учитывая, что на таких улицах часто почти не бывает деревьев и газонов, вся пыль, что не оседает на стенах домов и антимоскитных сетках окон, пытается осесть в лёгких горожан.
С другой стороны, создание пешеходных зон в таких районах быстро даёт положительный эффект, так как дворы–колодцы, будучи почти полностью покрыты асфальтом и брусчаткой, не имеют сколько–либо значимого локального источника для запыления. Таким образом, появление пыли неизбежно, но есть способы снизить её количество. И они достаточно реальные. Более того, всё чаще применяемые на практике.
Учитывая, что главный источник пыли — это борьба с гололёдом, залогом чистого города является качественная весенняя уборка. Часть песка и пыли вывозится вместе со снегом, но большую часть смёта надо убирать весной после достижения положительных температур (тут стоит указать интересный факт, что посыпка дорог песком обходится в 10 раз дешевле, чем его уборка). Таким образом, наличие неубранного песка не всегда следствие чьей–то халатности. Погода действительно вносит коррективы в работу спецтехники. Скажем, во время зимней оттепели, когда снег временно сходит, убрать песок механизированным способом не всегда возможно, так как сухая пыль убирается "пылесосами" плохо, более того, образуется пылевое облако. Смачивать же дороги в этот период, увы, нельзя, так как это может вылиться в обледенение и создание аварийной ситуации с человеческими жертвами. Человеческая жизнь всё–таки дороже.
Из относительных ноу–хау есть средства–"обеспыливатели" — они уменьшают летучесть соединений и могут использоваться без смачивания обычной водой. Сказать, что это совсем новый способ, нельзя, но всё же недостаточно изученный, несмотря на ряд успешных испытаний. Нужно больше статистики, в том числе его экономико–экологической целесообразности. Сочетание составов, погодных условий, наличной техники. Всё это нюансы, требующие изучения.
Бесспорно, большим плюсом для города является факт доступности воды для полива улиц, а эффективность данного способа обеспыливания не подлежит сомнению, это проверенная временем классика. Попутно стоит отметить, что и высокая влажность, так же как обилие атмосферных осадков, тоже идёт в копилку борьбы с пылью. Мелкие частицы в воздухе, выступая ядрами конденсации, выпадают в виде капель влаги, и воздух становится чище.
Современные тенденции благоустройства также являются трендом, ведущим к уменьшению пыли в городе. К таким мероприятиям можно отнести установку искусственного покрытия на детских площадках, замену дорожек с гранитной крошкой на мощённые брусчаткой, создание качественных густых газонов и установку ограждений для препятствования вытаптыванию. Создание парковок с твёрдым покрытием и недопущение парковки машин на газонах также в локальном масштабе дают быстрый положительный эффект. Не стоит недооценивать и влияние озеленения на качество воздуха.
Зелёные насаждения — это не только кислород, но и "пылевые фильтры". Все видели, что листья домашних растений покрываются пылью, которую надо удалять. Деревья на улице выполняют ту же функцию, вот только там пыль удаляют атмосферные осадки. И то, что могло попасть в лёгкие посредством растений, оказывается на земле.
Пыль есть, она никуда не денется, но добиться того, чтобы её стало меньше, вполне реально.