Временное снятие ограничений при достижении 25%–ной доли рынка для покупки иностранных сетей не сулит ретейлу ничего хорошего. Такое решение только ускорит консолидацию рынка.
В начале мая Минпромторг выступил с предложением снять ограничения по максимальной доле рынка для торговых сетей, которые планируют купить активы иностранных компаний, уходящих с российского рынка. Для заключения сделки всё равно потребуется предварительное согласие главы субъекта РФ и положительное заключение ФАС России, но жёсткого барьера, в который при расширении упираются сети сейчас, не предполагается. "ДП" разобрался, что это сулит региональному рынку продовольственной розницы.
Конкуренцию не разглядели
Пока снять ограничения планируется лишь до начала 2023 года. При этом управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Светлана Гузь подчёркивает, что это не первое послабление в части контроля над конкуренцией. В начале февраля этого года принятый закон 11–ФЗ уже внёс ряд изменений в антимонопольные требования: предусмотрено, что положения ст. 14 закона о торговле, ограничивающие расширение торговых площадей, не будут применяться к сетевым ретейлерам и их поставщикам, если годовая выручка не превысила 800 млн рублей. Аналогичным образом были повышены пороговые значения для сделок, требующих особого внимания антимонопольного органа. "Вероятно, статистические данные и исследования госорганов свидетельствовали, что ситуация в сфере торговых сетей выровнялась", — говорит юрист.
Но всё же новый законопроект имеет экстраординарный характер и направлен на решение конкретной проблемы — компенсацию экономического шока от ухода иностранных сетей, в том числе в плане сохранения рабочих мест. Данная мера направлена скорее на минимизацию рисков социального взрыва. Другой вопрос, как именно будут структурированы такие сделки, будут ли в них включены условия о сохранении определённого штата сотрудников или количества рабочих мест, будут ли разработаны меры ответственности за нарушения таких требований.
Между тем взвешенно оценить, насколько монополизирован российский рынок в этой сфере, не так–то просто за неимением официальных данных. Пресс–служба ФАС не смогла предоставить корреспонденту "ДП" обзор долей торговых сетей на рынке продовольственных товаров в ключевых городах и регионах России, сославшись на то, что такие данные могут составлять коммерческую тайну компаний и обычно не разглашаются. Доли рынка, как утверждают в ведомстве, могут высчитываться при обращении ретейлеров в ФАС для согласования сделки M&A.
Лоббисты постарались
Конкретно в Петербурге это, возможно, поможет X5 Group арендовать или выкупить оставшиеся активы финской сети Prisma. Ретейлер управлял 16 торговыми объектами общей площадью 40 тыс. м². Слухи о том, что место Prisma может занять "Перекрёсток", поползли сразу же, как финская сеть объявила об уходе. Однако легальный способ сделать это тогда не просматривался.
По данным местного УФАС, доля X5 Group в Петербурге ещё в 2020 году составила 28,9%. С тех пор компания могла открывать новые магазины лишь на площадях, которые были арендованы до ограничений, наложенных антимонопольным ведомством.
Старший консультант Rusland SP Retail Денис Неробеев отмечает, что Prisma арендовала площади от 2,5 до 4 тыс. м², что соответствует гипермаркетам. А в последнее время практически все ретейлеры начали уходить от этого формата. Поэтому можно ожидать, что если другие игроки, тот же "Перекрёсток", займут площади Prisma, то лишь частично, арендовав около 1,5 тыс. м².
По мнению независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, решение Минпромторга — вероятное следствие лоббирования интересов конкретного ретейлера. А именно — Х5 Group. Также не исключено, что это задел на будущее, если вдруг кто–то из других иностранных сетей решит покинуть Россию до конца года. Впрочем, пока ни одна крупная иностранная FMCG–сеть не объявляла о своём уходе.
Исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков считает, что уход такого небольшого розничного оператора, как Prisma, не требует никаких правок в законодательном поле. Проверки антимонопольного ведомства подтверждают выводы, что превышение инфраструктурных ограничений на 25% по товарообороту одного оператора ведёт к увеличению цен для потребителей.
"Снятие таких ограничений приведёт к усилению доминирующего положения сетей и росту их влияния, — уточняет Востриков. — Рыночная сила и переговорная позиция сетей и поставщиков в текущих реалиях и так несопоставимы, а позволение скупать иностранные сети без ограничений только усугубит и без того шаткое бесправное положение поставщиков. Торговые сети продолжат с новой силой навязывать невыгодные условия сотрудничества. Альтернативные каналы сбыта и сегодня в дефиците".