Некогда подчёркнуто нейтральные в отношениях с РФ северные государства Финляндия и Швеция намерены в ближайшее время подать заявки на членство в НАТО. Альянс обещает принять обе страны максимально быстро. Что говорят о грядущем изменении ситуации у западных границ российские официальные лица, как описывают происходящее СМИ и чего ждут эксперты, — в материале "ДП".
География и сроки
Швеция и Финляндия могут стать 31-м и 32-м членами Североатлантического альянса. Россия уже граничит с пятью входящими в НАТО странами: Эстонией и Латвией, через Калининградскую область — с Литвой и Польшей, а также с Норвегией на небольшом участке в Мурманской области.
Сейчас общая протяжённость границ РФ и альянса составляет 1,2 тыс. км. В то же время с Финляндией Россия делит 1,3 тыс. км границы, то есть уже в ближайшем будущем присутствие НАТО у российских рубежей вырастет в 2 раза.
Когда именно это произойдёт, пока непонятно. Даже если процедуру вступления максимально упростят, как обещает генсек НАТО Йенс Столтенберг, на утверждение всех формальностей неизбежно уйдут месяцы. Звучавшие в СМИ заявления о том, что Швеция и Финляндия станут полноправными членами альянса уже летом, почти наверняка далеки от реальности.
Президент и премьер-министр Финляндии Саули Ниинистё и Санна Марин 12 мая объявили, что позиция по вступлению в НАТО окончательно сформулирована, а спустя два дня глава страны провёл телефонный разговор с президентом РФ Владимиром Путиным, в котором сообщил, что заявка Финляндии будет подана в ближайшие дни.
Премьер-министр Финляндии Санна Марин и президент Саули Ниинистё.
На самом деле, Хельсинки предстоит отправить в Брюссель как минимум два письма (о заинтересованности и намерениях), стать приглашённым членом-наблюдателем НАТО, а затем дождаться подписания протоколов входящими в НАТО странами. Самый длительный процесс — ратификация вступления Финляндии в НАТО его членами — может занять от 4 до 12 месяцев, пишет в статье для портала iltalehti.fi обозреватель Креета Карвала.
Но даже 12 месяцев — это очень короткий срок, учитывая, что осенью прошлого года мнения, что стране необходимо вступить в НАТО, придерживались всего 26% жителей Финляндии, а 40% такую идею не поддерживали вовсе. Уже в феврале 2022 года доля позитивно относящихся к членству в альянсе финнов впервые превысила 50%, а к маю достигла 76%. При этом обращает на себя внимание и северная солидарность — при условии одновременного вступления в НАТО Швеции жители Финляндии становятся ещё более благосклонны к этому решению (в таком случае доля поддерживающих составляет 83%).
Альянс всё ближе
Изменения в отношении Финляндии к РФ, произошедшие всего за несколько месяцев 2022 года, очень существенны и показательны. После присоединения Крыма и конфликта на Донбассе 8-летней давности северные соседи формально поддержали санкции, но фактически предпочли остаться в фарватере прежних, весьма близких (особенно для члена ЕС) отношений с РФ.
Взаимодействие стран десятки лет строилось на политике добрососедства, а торговые связи только укреплялись. Особенное значение Финляндия, ввиду географической близости, всегда играла для Петербурга.
После начала спецоперации РФ уже оставили успешно работавший на берегах Невы застройщик YIT, всемирно известные Paulig и Valio (продал российское производство "Велкому"), энергопроизводитель Fortum, представитель химической промышленности Kemira и многие другие финские компании.
При этом российские официальные лица подчёркивают, что спецоперация на Украине на планы северных соседей размежеваться с Россией и вступить в НАТО никак не повлияла. Так, заместитель председателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев ещё в апреле говорил, что "попытки затащить Финляндию и Швецию в альянс предпринимались и раньше".
Впрочем, в ходе беседы с Владимиром Путиным 14 мая президент Финляндии Саули Ниинистё буквально заявил, что обстановка в стране в области безопасности изменилась из-за требований России, касающихся нерасширения НАТО на восток, и "вторжения на Украину" (цитата с сайта президента Финляндии). В отчёте о разговоре на сайте Кремля между тем сказано, что президент России назвал отказ Финляндии от политики военного нейтралитета ошибочным и отметил, что угроз безопасности страны не существует.
Стоит напомнить, что противодействие расширению НАТО на восток является одной из заявленных целей спецоперации ВС РФ на Украине.
Весьма миролюбиво, учитывая нынешние геополитические реалии, прозвучала последняя реакция на решение Хельсинки Министерства иностранных дел России. Там заявили, что проведут тщательный анализ "последствий новой конфигурации сил", и пообещали политический ответ. Месяц назад в ведомстве высказывались жёстче — тогда Мария Захарова предупреждала Финляндию и Швецию, что они окажутся на "натовской передовой", и призывала страны задуматься о последствиях.
В мае максимально воинственную риторику в отношении кандидатов в альянс сохраняют некоторые депутаты Госдумы (Алексей Журавлёв заявил, что "если финны захотят ударить по Питеру, это грозит уничтожением всей Финляндии как государства"), а также недавно угрожавший Илону Маску Дмитрий Рогозин. Гендиректор Роскосмоса, процитировав мирный комментарий МИДа, написал в своём telegram-канале, что у ракет "Сармат" по отношению к странам НАТО "тоже нет предвзятого отношения и враждебных намерений".
Одесса. Военно-морские учения НАТО и партнёров альянса Sea Breeze 2021.
Как отреагирует РФ?
Москва уже остановила поставки электроэнергии в Финляндию (официальная причина — из-за отсутствия оплаты), появлялась и информация об отключении северных соседей от газа (в Кремле выступили с опровержением).
Впрочем, финны и сами активно работают над снижением зависимости от российских углеводородов: закупки нефти у РФ в марте упали на 70%.
С экономической точки зрения Россия может нанести Финляндии весьма болезненный удар в ответ на вступление в НАТО. За первые шесть месяцев 2021 года Финляндия нарастила импорт газа из РФ на 35% (до 1,035 млрд м3), а доля российского голубого топлива в общих поставках в страну по итогам года составила 92% (данные Bloomberg).
При этом также очевидно, что, учитывая резкое изменение общественного мнения о членстве в альянсе в самой Финляндии и колоссально возросший запрос на обеспечение безопасности, отыгрывать своё решение назад в Хельсински в любом случае не собираются. Возможно, усилия российских дипломатов (отсюда и не слишком жёсткая реакция Кремля и МИДа) будут нацелены на то, чтобы Финляндия, вступив в НАТО, скорее следовала линии Эстонии, а не, скажем, Польши, куда активнее зазывающей американских военных на свою территорию.
Впрочем, в том, что военное присутствие альянса у российских границ с этим шагом вырастет в любом случае, уже сомневаться не приходится.
Кораблей НАТО на Балтике станет больше
Ещё один фактор, который нельзя игнорировать в контексте вероятного вступления в НАТО северных соседей России, — это уровень благосостояния этих стран. Если Северная Македония, Болгария и Албания во многом примкнули к альянсу ради экономии (зачем тратиться на собственную армию, если можно пустить к себе на территорию чужие), для Финляндии и Швеции — это вопрос другого порядка.
Обе эти страны относятся к числу богатых, а значит, вполне способны усилить НАТО экономически. Военный бюджет Финляндии составляет 4 млрд долларов, страна имеет профессиональную армию численностью 12 тыс. человек и 900 тысяч человек в резерве, шведы же располагают в два раза большим бюджетом и 30-тысячной армией.
Кроме того, армии этих стран или уже соответствуют стандартам НАТО, или уверенно идут к ним, что, скорее всего, позволит существенно сократить траты на боевое слаживание.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг во время саммита в Варшаве в 2016 году.
"Все последние годы Финляндия и Швеция активно участвовали как в планировании, так и в конкретной военной деятельности Североатлантического альянса. Так, в крупнейших натовских маневрах Trident Juncture, проходивших в 2018 году в Норвегии, участвовала полноценная шведская сухопутная бригада и несколько сотен финских военных. Более того, сами маневры проходили в воздушном пространстве Швеции и Финляндии. Годом раньше на шведской территории прошли маневры Aurora-2017 с участием войск НАТО", — писал по этому поводу военный эксперт Александр Гольц.
По всей видимости, в ближайшее время можно ожидать изменения в соотношении сил в акватории Балтийского моря.
"Граница РФ и стран НАТО потребует некоторого укрепления, модернизации. Вступление этих двух стран в альянс приведет к тому, что изменится соотношение сил в акватории Балтийского моря, — если исключить российскую акваторию, то оно в каком-то смысле становится натовским морем. Думаю, также изменится положение и в арктическом регионе", — заявил газете "Известия" глава Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
Между тем эксперты из Института современного государственного развития обращают внимание на аспект, касающийся Сайменского канала. Его российская часть сдана в аренду Финляндии до 2063 года, канал даёт Финляндии выход в Выборгский залив.
"[Он] является для Финляндии ключевой транспортной артерией, которая обеспечила стране доступ на мировой рынок и способствовала её экономическому росту. Но точно так же это и наши границы, и со вступлением Финляндии в НАТО при сохранении действующего договора аренды появляется возможность использования наших же вод для передвижения кораблей вражески настроенного блока. Как минимум – для перемещения оружия. Верно отмечается, что со вступлением в альянс Финляндия однозначно получит необходимые требования к увеличению оборонного бюджета и закупкам вооружения в США. Не исключено, что размещение оружия НАТО на финской территории пойдет через наши же территориальные воды. Пока до этого не дошло – но вопрос, к сожалению, открыт", – комментирует политолог Дмитрий Солонников.
В конце июня в Мадриде состоится саммит НАТО, на котором наверняка прозвучит конкретная информация по срокам членства Финляндии и Швеции, а также, вероятно, и по стратегии встраивания этих стран в оборонительный каркас альянса.
Для ключевых стран НАТО ближайшие полтора месяца, как и последние два с половиной, станут серьёзной проверкой на прочность, а церемонии принятия новых членов в семью, судя по последним заявлениям Анкары, неминуемо будут предшествовать политический торг и попытки лидеров заработать очки для внутренних аудиторий.