На газоне перед гостиницей "Охтинская", где хотели возвести жильё для судей, запретят любую стройку. Теперь хотят взять под охрану панораму Малоохтинской набережной.
Газон занимает два участка на Большеохтинском пр. общей площадью около 16 тыс. м2, расположенных напротив (по другую сторону Охты) Охтинского мыса. На днях КГИОП опубликовал акт историко–культурной экспертизы этой территории, которую подготовили по заказу ООО "Испытательный центр “Стройэксперт”" с целью выявления здесь археологических объектов. Ныне территория представляет собой "неосвоенное поле с редкими деревьями". В марте Институт истории материальной культуры РАН также по заказу "Стройэксперта" провёл здесь археологическую разведку.
В ходе раскопок было найдено 657 артефактов (курительные трубки, остатки посуды и прочее) и установлено, что земля расположена на территории культурного слоя, относящегося к выявленному объекту археологического наследия "Центральная часть города Ниена (Охта 2): культурный слой". В результате чего "экспертом сделан вывод о невозможности (отрицательное заключение) проведения земляных, строительных, мелиоративных и (или) хозяйственных работ" на этих участках. Эксперты обратились в КГИОП с просьбой расширить границы "Охты 2" за счёт рассматриваемых участков.
Эта земля принадлежит городу, который, судя по документам, в 2020 году рассматривал планы по её застройке. В приложенном к акту экспертизы градплане (выдан по заявлению КИО) "в соответствии с заявлением (на выдачу градплана. — Ред.) на земельном участке планируется строительство жилого комплекса". Одновременно была инициирована корректировка проекта планировки квартала на Охте, а также корректировка проектной документации застройки Тучкова буяна. Из последнего контракта стало известно, что к "Охтинской" хотели перенести жилой комплекс на 600 квартир для судей Верховного суда (который, напомним, рассчитывают переместить из Москвы в Петербург) и сотрудников их аппарата.
Но проект с переездом Верховного суда как будто забуксовал. В апреле КГА отменил своё распоряжение о корректировке ППТ на Охте. По действующему проекту планировки, который утверждался ещё под отменённую впоследствии стройку по соседству небоскрёба "Охта–центр", перед "Охтинской" должны были возвести "многофункциональный театрально–концертный зал и музей современного искусства" (но более чем за 10 лет так и не построили). Впрочем, и на обращения местных жителей, которые просят сделать здесь зелёную зону, в правительстве также отвечают отказом (со ссылкой на действующий проект планировки, который такое использование не предусматривает).
Читайте также:
Девелопмент
Судебный квартал поделили на два
Вице–спикер петербургского парламента Марина Шишкина пообщалась на эту тему с профильным вице–губернатором Николаем Линченко. И написала с его слов в своём телеграм–канале, что "жильё на этой территории должно появиться, это лишь вопрос времени". Вице–губернатор, со слов парламентария, ссылается на контракт по корректировке документации на Тучков буян, который продолжает действовать. То есть похоже, что ситуация просто заморожена.
В свою очередь, юрист–градозащитник Павел Шапчиц в комментарии "ДП" отметил, что территорию объекта наследия — шведского города Ниена — логично распространить на землю перед "Охтинской". А сами участки не следует застраивать и с градостроительной точки зрения, поскольку гостиницу неспроста поставили боком к Неве — перед ней должно быть большое свободное пространство. Но выявленные археологические памятники без чётко прописанного предмета охраны уязвимы. Под охраной, по сути, находится только культурный слой. Он по закону может быть раскопан для изучения, после чего памятник прекратит существование, а участки могут быть застроены. Стоит добавить, что каких–либо фундаментов или остатков строений в отчёте работавших на участках археологов обнаружить не удалось, там речь идёт о мелких предметах быта. Впрочем, фундаменты ещё могут найти при более тщательном исследовании территории. Ранее подземные сооружения Ниена обнаружили при ремонте трамвайных путей на Большеохтинском проспекте. Это не помешало завершению ремонта, хотя в проект его пришлось внести изменения (например, уменьшить толщину подложки под путями).
Между тем, как рассказали "ДП" Марина Шишкина и её помощница Ольга Неупокоева, сегодня на заседании согласительной комиссии по подготовке новой редакции городского закона о зонах охраны должна рассматриваться поправка по включению в охраняемые виды Малоохтинской набережной и одноимённого проспекта. С территорией бывшего Ниена или с мысом эта инициатива прямо не связана, но она, по задумке, поможет предотвратить нежелательную застройку выше по течению Невы. Предложение обосновывается необходимостью усилить защиту исторически ценных панорам по сторонам от правобережного съезда с моста Александра Невского.
Схема панорамы была разработана членом совета по наследию Борисом Николащенко ещё в 2013 году, но, как отмечается в пояснительной записке к предложениям, КГИОП трижды отказывал в её утверждении. Ныне только на одном из участков береговой фронт застройки формирует охраняемый ансамбль памятников регионального значения, комплекс из шести жилых домов (№ 84–96 по Малоохтинскому проспекту, архитекторы Симонов и Рубаненко). Есть ещё отдельные вкрапления в виде памятников — здание специальных курсов усовершенствования командного состава (дом №80) и общежитие Института усовершенствования врачей (на противоположном углу Малоохтинского и Заневского проспектов). Значительная же часть берега находится в зоне регулирования застройки ЗРЗ–2, которая не препятствует появлению здесь новых зданий.
В частности, это касается мыса в створе Таллинской улицы (так называемого рожка), на котором собирались построить дворец бракосочетания, но из–за противодействия общественности не смогли. Отметим, что, даже если на этот раз новая охраняемая панорама будет согласована, её вряд ли включат при нынешней корректировке закона. Все предложения уже были отправлены в Минкульт, а без одобрения этого ведомства новые поправки могут не принять.