Операторы рассматривают возможность закупок б/у иностранного оборудования. Такие решения для рынка уже не новость, но поставки сейчас организовать будет сложнее.
Для всех небольших региональных интернет–провайдеров использование б/у оборудования — это практически стандарт для начала бизнеса. "Из компаний, которые входят в нашу ассоциацию, практически половина значительную часть своего существования и даже большую его часть до настоящего времени активно использовали и используют подержанное оборудование. Для того чтобы перейти с б/у на покупку нового, компании необходимо достичь достаточно больших масштабов, — объясняет Алексей Леонтьев, глава Ассоциации телекоммуникационных операторов (АСТО) — Я знаю истории, когда директора компаний ездили за оборудованием в Америку или Финляндию чуть ли не челноками. Поэтому б/у на рынке — это абсолютная норма. Спросите любого среднего оператора, есть ли у них хотя бы одна единица подержанной техники, и он ответит вам однозначно да. Западные компании производят в первую очередь для западного рынка, например такая аудитория у Cisco, поэтому и вторичный рынок там достаточно велик".
Двойное назначение
В АСТО отмечают, что сейчас с подержанным оборудованием ситуация обстоит ровно так же, как и с новым, — оно дорожает. По большей части из–за волатильности национальной валюты. Поставки через вендоров при этом также усложнились. Операторы ищут способы наладить логистику. Стоимость б/у оборудования разнится в зависимости от его состояния, года выпуска, а также бренда. Леонтьев напоминает, что телекоммуникационные компании строятся с определённым запасом прочности, поэтому у них есть резервы на полгода–год вперёд, так что для того, чтобы перестроиться, время есть. Покупательная способность компаний и абонентов при этом не увеличивается, повышать тарифы пока никто не решается, а экономия остаётся насущной потребностью.
Самая большая сложность, по словам эксперта, состоит в том, что телекоммуникационное оборудование можно отнести к категории оборудования двойного назначения, то есть того, что можно использовать и в мирных, и в военных целях. Соответственно, есть основания полагать, что в накалившейся обстановке западные страны более бдительно будут следить за перемещением и перепродажей подобной техники.
Также Леонтьев обращает внимание, что потребность в телекоммуникациях в объёмах передачи данных со стороны потребителей всё сильнее растёт. Поэтому оборудование телеком–операторов всё быстрее будет устаревать и не отвечать нужным потребностям.
"Операторы в последние годы постоянно обновляли, обслуживали, чинили оборудование не потому, что оно приходило в негодность, а чтобы реагировать на растущие потребности в передаче данных. Именно здесь активно применялось как раз б/у. Сейчас ситуация начнёт меняться не в сторону потребителей, потому что вопрос качества уже уходит на второй план", — заключает он.
Использование б/у оборудования связано с рисками, но всё зависит от приоритетов конкретного оператора, считает Олег Лебедев, руководитель отдела развития ОБИТ. По его словам, б/у оборудование по своей специфике мало пригодно как база для замены вышедших из строя компонентов. Чаще встречается обратное: приобретая б/у оборудование, покупатель потом ищет детали на замену, чтобы обеспечить его функционирование.
"Главный фактор риска, связанный с б/у оборудованием, — предсказать, в какой момент оно может дать сбой, практически невозможно, потому что новый покупатель, как правило, не владеет всей информацией о том, как техника использовалась ранее, а значит, вынужден быть в режиме постоянного ожидания возможной аварии", — объясняет эксперт.
Импорт с секретом
Аналитик агентства MForum Analytics Алексей Бойко отмечает, что в нынешних условиях б/у оборудованием в большей мере заинтересуются мобильные операторы, а не интернет–провайдеры. У вторых в целом больше выбор потенциальных поставщиков. Кроме того, кое–что в этом сегменте производится в России.
Действительно, согласно данным агентства NeoAnalytics, российские компании почти не выпускают технику и решения, необходимые для построения сетей 5G, виртуализации сетевых функций (NVF) и создания программно–определяемых сетей (SDN).
По их подсчётам, иностранные компании занимают больше 90% российского рынка оборудования для интернет–провайдеров и операторов сотовой связи.
В 2020 году на приобретение телекоммуникационной техники российский бизнес и государство потратили около 1,15 трлн рублей. Из них на устройства российского производства пришлось всего 7%. При этом собираемые на территории России информационно–коммуникационные системы (даже те, что обеспечивают информационную безопасность) почти целиком создаются на зарубежной электронной компонентной базе.
Среди вендоров тоже значатся крупные зарубежные компании — Ericsson, Nokia и Huawei. Cisco и Nokia объявили о своём полном уходе из России. Ericsson и Juniper заявили о приостановке поставок. После введения санкций стало известно лишь об одной крупной поставке в Россию. Оборудование стоимостью $15 млн получил "Билайн" от Huawei, согласно контракту, который был заключён до введения ограничений.
Алексей Бойко согласен с тем, что для рынка подержанная техника — это не диковинка, поэтому переключение на б/у чем–то особенным не является.
"Это вполне распространённая практика, которая связана с существованием практики свопов (от англ. swap) — массовой замены оборудования одного вендора на решение другого. Такие замены не так уж редки на мировом рынке. Высвобождённое оборудование порой может иметь минимальный моральный и физический износ. Сказать, что это делается повсеместно, не скажу, но соответствующие продажи случаются, хотя обычно не афишируются", — объяснил он.
Операторы, по его словам, могут использовать б/у как для починки и ремонта, так и для развёртывания новых сегментов сети при условии совместимости с уже используемыми решениями. Скидка при приобретении подержанного продукта может быть значительной и составлять десятки процентов, поэтому в условиях санкций это стало наиболее актуальным.
"Поставки возможны практически из любых стран, с которыми сохраняется возможность грузоперевозок. По сути, для этого годится любая дружественная страна. Понятно, что предпочтительно, если это окажутся страны по соседству, например Казахстан или Армения", — добавляет Бойко.
Сложнее, чем кажется
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин подтверждает, что сейчас на рынке появляется всё больше слухов о том, что мобильные операторы переключатся на б/у, но всеобъемлющим, по его мнению, это явление не станет.
"Да, б/у имеет место, но его мало и оно крайне своеобразное — пассивное оборудование или имеющее очень высокий цикл жизни. Россия богатый рынок, покупать б/у зачастую здесь просто невыгодно. Планов по массовым закупкам подержанного оборудования у мобильных операторов нет", — уверен он.
Он также считает, что компании, ушедшие с рынка России, с удовольствием поставляют необходимую технику через третьи страны. Стоимость для конечного покупателя при этом увеличивается: "Это не значит, что стоит отказываться из–за этого от нового оборудования и сразу переключаться на б/у. К тому же, если мы говорим о телекоме, к оборудованию нужен софт, и здесь у нас кроются уже настоящие проблемы. Через третьи страны софт не купишь, поэтому нужно покупать оборудование, которое подходит под наш российский софт. Подержанное оборудование для этого не подходит".
Алексей Леонтьев отмечает, что отношение к б/у и удар от последних событий у фиксированных и мобильных операторов отличаются. Мобильные операторы при заключении контрактов с вендорами зачастую оплачивают и обслуживание оборудования. Сейчас же при разрыве связей с зарубежными партнёрами эта функция также отпадает. "Одной проблемой стало больше. Но большинство вам в них признаваться не станет", — заключил он.
Показательно, что все мобильные операторы, к которым обратился "ДП", отказались комментировать эту ситуацию.