Вице–губернатор Максим Соколов, курирующий транспортную инфраструктуру и инвестиции, попрощался с Петербургом. Оставив после себя вопросы и тревогу.
О том, что Максим Соколов может вновь покинуть Смольный, в середине прошлой недели сообщил депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн. "С высокой вероятностью новым президентом АвтоВАЗа может стать вице–губернатор Петербурга, экс–министр транспорта Максим Соколов", — написал он в своём telegram-канале. В пятницу, 20 мая, информацию об уходе вице–губернатора со своего поста подтвердили разные источники как в Смольном, так и в отраслях, курируемых Соколовым. Как утверждают собеседники "ДП", в тот же день Соколов провёл собрание и попрощался с сотрудниками своего аппарата. Официальных заявлений, однако, не последовало.
В субботу ТАСС со ссылкой на самого Соколова сообщил, что вице-губернатор с сегодняшнего дня займёт пост президента АвтоВАЗа. Представление нового руководителя состоится на текущей неделе. Днём ранее источник в Смольном в разговоре с "ДП" предположил, что Соколов, возможно, будет руководить концерном, в который объединят все автозаводы, брошенные западными компаниями.
Напомним: 16 мая стало известно, что российский филиал Renault, которому принадлежит завод в Москве, перешёл в собственность столичного правительства, доля Renault в АвтоВАЗе (68%) — ФГУП "НАМИ". После этого глава Минпромторга РФ Денис Мантуров заявил, что в ближайшее время продолжатся переговоры о дальнейшей судьбе активов иностранных автоконцернов, приостановивших производство в России на длительный срок. Одним из первых на очереди будет Nissan в Петербурге, который, по словам гендиректора компании Макото Утиды, до конца 2022 года не заработает. Однако, по мнению ряда экспертов, национализация этого завода может быть невыгодна российским властям, поскольку сразу же остро встанет вопрос с нехваткой комплектующих.
Федеральный контроль
Более животрепещущим для Петербурга сейчас является не будущее вице–губернатора, а вопрос, на кого он нас покинул. Транспортный цех города замер в нервном ожидании перемен. "Вектор работы ранее был понятен. Какая–никакая, но команда была. Теперь, если верить тому, что говорят, ничего хорошего ждать не приходится", — поделился с "ДП" один из чиновников. Источник издания в Смольном говорит, что глава комитета по транспорту Кирилл Поляков может уйти вслед за Максимом Соколовым. На должность бывшего начальника его не прочат.
"Сфера транспорта признана особенно важной, поскольку в Петербург в ближайшие годы вольётся много федеральных средств: и на метрополитен, и на Широтную магистраль скоростного движения (ШМСД), и вопрос с высокоскоростной магистралью на самом деле не закрыт. В связи с этим имя нового вице–губернатора, курирующего сферу, наверняка будут определять в Москве", — говорит осведомлённый источник "ДП".
Административная структура при этом может и поменяться. Не исключено, например, что комитет по туризму уйдёт в ведение другого вице–губернатора — Бориса Пиотровского. Напомним: сейчас в ведении Максима Соколова помимо комитета по туризму находятся комитеты по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), по транспорту, по инвестициям и по промышленной политике.
К слову, перестановкам в той же транспортной сфере, если они всё же случатся, удивляться не стоит. Они проводились и к приходу Максима Соколова на пост вице–губернатора в конце 2019 года. Полномочия по туризму ему тогда перешли от вице–губернатора Олега Маркова, который сразу покинул Смольный, а вопросы транспортной инфраструктуры и инвестиций — от Эдуарда Батанова, которому на тот момент осталась только транспортная реформа. И та позже ушла Соколову.
Перемены были и на уровне комитетов — под нового вице–губернатора. На смену Сергею Харлашкину, возглавлявшему КРТИ, пришёл экс–глава "Ространсмодернизации", подконтрольной Минтрансу, Андрей Левакин. Хотя на это место прочили Кирилла Полякова. С Максимом Соколовым его связывают не только давние дружеские, но и рабочие отношения: с 2013 по 2018 год Поляков был его советником в Минтрансе. Не у дел он не остался, возглавил в итоге комитет по транспорту, который стал ключевым в деятельности Соколова. Ему перешли многие полномочия от КРТИ, да и в целом акцент был сделан на общественный транспорт, а не на обслуживание автомобилистов.
Встал у истоков
На Максима Соколова как на экс–министра транспорта возлагались большие надежды. Петербургу всё никак не удавалось запустить транспортную реформу, которую переносили несколько раз. Перспективы метростроения были ещё туманнее, а из–за пандемии и секвестра бюджета в принципе было не разгуляться с проектами. На первый взгляд за 2,5 года вице–губернаторства Соколов ничего ошеломительного не сделал. Но возможно, ему удалось заложить фундамент на будущее. Если только изменения произошли системные и с уходом отдельных лиц всё не развалится. Транспортную реформу и концепцию развития "Горэлектротранса" с масштабным обновлением подвижного состава запустить всё же удалось. Её третий этап, стартующий 15 июля, правда, немного под вопросом. Подыграть реформе должна, в частности, история с платной парковкой, которая наконец стала работать.
Смольный исполнил свою давнюю мечту: поменял подрядчика строительства метро. Благодаря федеральным деньгам должны появиться не только новые станции, но и новый подвижной состав. Правда, в другой сфере, за которую отвечал Соколов, — инвестиционной — не всё так радужно. Но находить государственные деньги и частные — это две совершенно разные науки.