Фридрих II, говорят, любил повторять, что Бог на стороне больших батальонов. Как он относится к батальонным тактическим группам, мы обсуждать не будем, поскольку говорить об этом нельзя. Но в Петербурге Бог — на стороне трамваев. Ничем другим нельзя объяснить их чудесное спасение в самых безвыходных ситуациях.
Так, Музей городского электротранспорта, который сейчас хотят развивать, в 2010 году, при Валентине Матвиенко, практически списали со счетов. Тогда Смольный хотел построить на его месте многофункциональный центр "Телеград" и немножко жилья. При этом предполагалось смелое решение: распилить каждое историческое депо пополам — одну половинку сохранить, а другую пустить под снос. Здания, которые числились выявленными памятниками, заботливо сняли с охраны. Несмотря на то что получался в буквальном смысле слова компромисс между сторонниками старого и нового, градозащитники и любители трамваев стали возмущаться.
Однако дело зашло уже довольно далеко: комитет по транспорту, как писали в СМИ, отказался от трампарка и велел вывозить из музея экспонаты, землю передали венгерским инвесторам (как это было тогда модно — без торгов), с которыми позднее заключили договор ГЧП, проект лоббировала влиятельная вице–губернатор Алла Манилова, заявлявшая, что "трампарк сегодня — это грязная территория под замком, а не музей". Было согласование Градсовета. Чудо случилось летом 2011 года, когда Валентина Матвиенко уехала в Москву, а сменивший её Георгий Полтавченко поставил на этом деле крест.
Второй снос — трамвайной подстанции на Фонтанке. Начало было похожим: здание 1930–х годов, весьма скромно смотрящееся рядом с цирком, передали без конкурса инвестору для строительства на его месте апартов. Протесты активистов, указывавших, что подстанция работала в блокаду, сначала игнорировали, и проект тоже успел зайти далеко — девелопер перенёс все сети. Потом началась война экспертиз о признании здания памятником, которую застройщик, изначально пользовавшийся поддержкой Смольного (сначала Матвиенко, а потом и Полтавченко) и уже имевший на руках все документы для сноса, внезапно проиграл: подстанция была взята под охрану. И здесь не чем иным, как чудом, это не объяснить.
Возможно, дело в том, что Бог (так по крайней мере принято считать) — традиционалист. А трамвай — не только старейший городской транспорт в Петербурге, но и носитель традиций сам по себе. Некоторые существующие сейчас маршруты остаются почти неизменными со времён их запуска 100 лет назад. Как и цвета фонариков, обозначающие номера маршрутов, на вагонах. Нельзя исключать, что эти милые штучки небесам дороже современных многофункциональных центров.